Изучение взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптацией у молодёжи
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-65-78
Аннотация
В данной статье отражены результаты изучения некоторых аспектов проблемы соотношения эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации. Новизна исследования заключается в том, что впервые проведён анализ особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и социальнопсихологической адаптации у молодёжи в период пандемии.
Во Введении даётся краткий обзор результатов современных отечественных и зарубежных исследований по исследуемым проблемам. Раскрывается актуальность данного исследования, которая состоит в получении данных о существующих значимых корреляционных связях между конкретными компонентами эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации молодежи.
В разделе Методы описываются использованные в исследовании психодиагностические методики: «Опросник эмоционального интеллекта» Д. В. Люсина; Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Даётся описание сформированной выборки и выдвинутой гипотезы исследования, описываются методы математический статистики использовавшихся для обработки полученных в исследовании эмпирических данных.
В разделе Результаты описываются три этапа проведенного эмпирического исследования. На основании полученных данных описываются уровни развития эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации, описывается представленность респондентов исследования с разным уровнем показателей исследуемых феноменов. Приводятся результаты математической статистики, использованной для выявления значимых взаимосвязей между эмоциональным интеллектом у молодежи и успешностью их социально-психологической адаптации, даётся описание полученных данных.
В Обсуждении результатов даётся интерпретация выявленных в исследовании результатов и дается описание значимых взаимосвязей между эмоциональным интеллектом молодежи и успешностью социально-психологической адаптации.
В Заключении подводятся общие итоги проделанной работы, описывается ряд обобщающих заключений, который позволяет наметить дальнейшие перспективы разработки данной темы исследования.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Н. ТимохинРоссия
Николай Н. Тимохин
Ростов-на-Дону
А. С. Крючкова
Россия
Анна С. Крючкова
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Берман, Н. Д. (2019). Образование и эмоции: значение эмоций в нашей жизни и в обучении. Russian Journal of Education and Psychology, 10(4), 12–16.
2. Бочкова, М. Н., Мешкова, Н. В. (2018). Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования. Современная зарубежная психология, 7(2), 49–59. doi: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070205
3. Воробьева, Е. В., Перков, М. А., Щетинина, Д. П. (2017). Исследование взаимосвязи принятия агрессии и эмоционального интеллекта. Российский психологический журнал, 14(2), 28–50. doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2017.2.2
4. Гордиенко, В. Н., Гордиенко, Т. И. (2019). Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированности студентов к вузу. Мир науки. Педагогика и психология, 7(2), 45.
5. Гоулман, Д. (2019) Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва: Манн, Иванов и Фербер
6. Елькина, И. Ю. (2020). Эмоциональный интеллект студентов-психологов и его взаимосвязь с самооценкой. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 4, 49–52.
7. Кленова, М. А. (2018). Динамика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 7(2), 176–182.
8. Комлик, Л. Ю., Меренкова, В. С. (2017). Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 23(3), 37–40.
9. Люсин, Д. В. (2006). Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика, 4, 3–22.
10. Максимова, О. И. (2021). О некоторых аспектах эмоционального интеллекта и его использования в вузе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 11(2), 114–119. doi: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-2-114-119
11. Обухова, Ю. В., Бороховский, Е. Ф. (2021). Эмоциональный интеллект как фактор успешной самореализации студентов социономических и биономических типов профессий. Психологическая наука и образование, 26(2), 40–51. doi: https://doi.org/10.17759/pse.2021260204
12. Райгородский, Д. Я. (2006). Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность » (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М».
13. Свечникова, Ю. А. (2019). Адаптация как социальная категория. Молодой ученый, 8(246), 155–157.
14. Сергиенко, Е. А., Хлевная, Е. А., Киселёва, Т. С. (2020). Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 26(1), 46–53.
15. Artunduaga, A., Muñoz, D., & Rojas, A. (2018). Impact of pedagogical reflection in the teaching practicum from Caquetá practitioners` perspective: A literature review. Educación y Humanismo, 20(35), 57–73. doi: https://www.doi.org/10.17081/eduhum.20.35.2658
16. Beneyto-Seoane, M., & Collet-Sabé, J. (2018). Análisis de la actual formación docente en competencias TIC. Por una nueva perspectiva basada en las competencias, las experiencias y los conocimientos previos de los docents. Profesorado. Revista de Currículum y Formación del Profesorado, 22(4), 91–110. doi: https://www.doi.org/10.30827/profesorado.v22i4.8396
17. Cleary, M., Visentin, D., West, S., Lopez, V., & Kornhaber, R. (2018). Promoting emotional intelligence and resilience in undergraduate nursing students: An integrative review. Nurse Education Today, 68, 112–120. doi: https://www.doi.org/10.1016/j.nedt.2018.05.018
18. Kim, L. E., & Klassen, R. M. (2018). Teachers' cognitive processing of complex school-based scenarios: Differences across experience levels. Teaching and Teacher Education, 73, 215–226. doi: https://www.doi.org/10.1016/j.tate.2018.04.006
Рецензия
Для цитирования:
Тимохин Н.Н., Крючкова А.С. Изучение взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптацией у молодёжи. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(3):65-78. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-65-78
For citation:
Timokhin N.N., Kryuchkova A.S. Study of the relationship between the level of emotional intelligence and socio-psychological adaptation in young people. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(3):65-78. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-65-78