Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Изучение взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптацией у молодёжи

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-65-78

Аннотация

В данной статье отражены результаты изучения некоторых аспектов проблемы соотношения эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации. Новизна исследования заключается в том, что впервые проведён анализ особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и социальнопсихологической адаптации у молодёжи в период пандемии.
Во Введении даётся краткий обзор результатов современных отечественных и зарубежных исследований по исследуемым проблемам. Раскрывается актуальность данного исследования, которая состоит в получении данных о существующих значимых корреляционных связях между конкретными компонентами эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации молодежи.
В разделе Методы описываются использованные в исследовании психодиагностические методики: «Опросник эмоционального интеллекта» Д. В. Люсина; Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Даётся описание сформированной выборки и выдвинутой гипотезы исследования, описываются методы математический статистики использовавшихся для обработки полученных в исследовании эмпирических данных.
В разделе Результаты описываются три этапа проведенного эмпирического исследования. На основании полученных данных описываются уровни развития эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации, описывается представленность респондентов исследования с разным уровнем показателей исследуемых феноменов. Приводятся результаты математической статистики, использованной для выявления значимых взаимосвязей между эмоциональным интеллектом у молодежи и успешностью их социально-психологической адаптации, даётся описание полученных данных.
В Обсуждении результатов даётся интерпретация выявленных в исследовании результатов и дается описание значимых взаимосвязей между эмоциональным интеллектом молодежи и успешностью социально-психологической адаптации.
В Заключении подводятся общие итоги проделанной работы, описывается ряд обобщающих заключений, который позволяет наметить дальнейшие перспективы разработки данной темы исследования.

Об авторах

Н. Н. Тимохин
Донской государственный технический университет
Россия

Николай Н. Тимохин

Ростов-на-Дону



А. С. Крючкова
Донской государственный технический университет
Россия

Анна С. Крючкова

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Берман, Н. Д. (2019). Образование и эмоции: значение эмоций в нашей жизни и в обучении. Russian Journal of Education and Psychology, 10(4), 12–16.

2. Бочкова, М. Н., Мешкова, Н. В. (2018). Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования. Современная зарубежная психология, 7(2), 49–59. doi: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070205

3. Воробьева, Е. В., Перков, М. А., Щетинина, Д. П. (2017). Исследование взаимосвязи принятия агрессии и эмоционального интеллекта. Российский психологический журнал, 14(2), 28–50. doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2017.2.2

4. Гордиенко, В. Н., Гордиенко, Т. И. (2019). Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированности студентов к вузу. Мир науки. Педагогика и психология, 7(2), 45.

5. Гоулман, Д. (2019) Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва: Манн, Иванов и Фербер

6. Елькина, И. Ю. (2020). Эмоциональный интеллект студентов-психологов и его взаимосвязь с самооценкой. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 4, 49–52.

7. Кленова, М. А. (2018). Динамика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 7(2), 176–182.

8. Комлик, Л. Ю., Меренкова, В. С. (2017). Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 23(3), 37–40.

9. Люсин, Д. В. (2006). Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика, 4, 3–22.

10. Максимова, О. И. (2021). О некоторых аспектах эмоционального интеллекта и его использования в вузе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 11(2), 114–119. doi: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-2-114-119

11. Обухова, Ю. В., Бороховский, Е. Ф. (2021). Эмоциональный интеллект как фактор успешной самореализации студентов социономических и биономических типов профессий. Психологическая наука и образование, 26(2), 40–51. doi: https://doi.org/10.17759/pse.2021260204

12. Райгородский, Д. Я. (2006). Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность » (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М».

13. Свечникова, Ю. А. (2019). Адаптация как социальная категория. Молодой ученый, 8(246), 155–157.

14. Сергиенко, Е. А., Хлевная, Е. А., Киселёва, Т. С. (2020). Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 26(1), 46–53.

15. Artunduaga, A., Muñoz, D., & Rojas, A. (2018). Impact of pedagogical reflection in the teaching practicum from Caquetá practitioners` perspective: A literature review. Educación y Humanismo, 20(35), 57–73. doi: https://www.doi.org/10.17081/eduhum.20.35.2658

16. Beneyto-Seoane, M., & Collet-Sabé, J. (2018). Análisis de la actual formación docente en competencias TIC. Por una nueva perspectiva basada en las competencias, las experiencias y los conocimientos previos de los docents. Profesorado. Revista de Currículum y Formación del Profesorado, 22(4), 91–110. doi: https://www.doi.org/10.30827/profesorado.v22i4.8396

17. Cleary, M., Visentin, D., West, S., Lopez, V., & Kornhaber, R. (2018). Promoting emotional intelligence and resilience in undergraduate nursing students: An integrative review. Nurse Education Today, 68, 112–120. doi: https://www.doi.org/10.1016/j.nedt.2018.05.018

18. Kim, L. E., & Klassen, R. M. (2018). Teachers' cognitive processing of complex school-based scenarios: Differences across experience levels. Teaching and Teacher Education, 73, 215–226. doi: https://www.doi.org/10.1016/j.tate.2018.04.006


Рецензия

Для цитирования:


Тимохин Н.Н., Крючкова А.С. Изучение взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптацией у молодёжи. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2021;4(3):65-78. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-65-78

For citation:


Timokhin N.N., Kryuchkova A.S. Study of the relationship between the level of emotional intelligence and socio-psychological adaptation in young people. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2021;4(3):65-78. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-3-65-78

Просмотров: 273


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+