Доверие к себе как условие развития автономии в юношеском возрасте
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-53-6
Аннотация
Введение. Современная ситуация все больше актуализирует проблемы свободы выбора, ответственности, самостоятельности в принятии решений, самореализации. Автономия как новообразование подросткового возраста на этапе юношества приобретает особую значимость и проявляется в принятии жизненно важных решений и первых самостоятельных выборов. В связи с этим, изучение факторов, влияющих на развитие и проявление автономии в юношеском возрасте, является важной исследовательской задачей.
Цель. Исследование особенностей развития личностной автономии в юношеском возрасте в зависимости от разных типов доверительных отношений.
Материалы и методы. Выборку составили юноши и девушки в возрасте 15–17 лет. Методический инструментарий: самоанализ уровня выраженности доверия к себе (Т. П. Скрипкина); «Опросник автономии» (О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева); методика «Изучение доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе» (А. Б. Купрейченко); опросник «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкин, А. М. Эткинд). Статистическими методами выступили: U-критерий Манна-Уитни, критерий rs-Спирмена.
Результаты исследования. В результате изучения влияния доверия и системы доверительных отношений на развитие автономии в юношеском возрасте обосновывается и эмпирически подтверждается тезис о том, что доверие к себе является условием развития автономии в юношеском возрасте; существуют различия в развитии автономии в юношеском возрасте в зависимости от разных типов доверительных отношений.
Обсуждение и заключение. Доверие к себе является условием развития автономии в юношеском возрасте. При разных типах доверительных отношений наблюдаются различия в развитии личностной автономии у юношей и девушек. Наиболее благоприятные условия для развития личностной автономии зафиксированы в таких типах доверительных отношений, где доверие к себе преобладает над доверием к миру.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. В. СелезневаРоссия
Селезнева Юлия Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры кафедры «Общая и консультативная психология»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
В. С. Алленова
Россия
Алленова Виталия Сергеевна - бакалавр кафедры «Общая и консультативная психология», факультет «Психология, педагогика и дефектология»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Афанасенко, И. В. (2012). Специфика самоотношения и способов его формирования у субъектов разного возраста в связи с полом. Северо-Кавказский психологический вестник, 10(2), 23–26.
2. Божович, Л. И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер.
3. Достовалов, С. Г. (2013). Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков. Психология и право, 3, 38–49.
4. Карабанова, О. А., и Поскребышева, Н. Н. (2011). Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками. Вестник Московского университета, 14, 36–46.
5. Карабанова, О. А., и Поскребышева, Н. Н. (2014а). Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития. Национальный психологический журнал, 4(16). 34–40. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0404
6. Карабанова, О. А., и Поскребышева, Н. Н. (2014б). Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка. Национальный психологический журнал, 1(13), 72–82. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0108
7. Купрейченко, А. Б. (2008). Психология доверия и недоверия. Институт психологии РАН.
8. Молчанов, С. В., Алмазова, О. В., Поскребышева, Н. Н., и Запуниди, А. А. (2017). Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков. Национальный психологический журнал, 1(25), 84–90. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0110
9. Скрипкина, Т. П. (2006). Доверие в социально-психологическом взаимодействии: коллективная монография. РГПУ.
10. Скрипкина, Т. П., и Селезнева, Ю. В. (2014). Деформация доверительных отношений как фактор развития профессиональных деформаций педагога дошкольных образовательных организаций. Теоретическая и экспериментальная психология, 7(1), 24–29.
11. Цукерман, Г. А. (2010). Развитие учебной самостоятельности. ОИРО.
12. Эльконин, Д. Б. (2001). Психическое развитие в детских возрастах. МПСИ.
13. Beyers, W., & Gooseness, L. (1999). Emotional autonomy, psychosocial adjustment and parenting: Interactions, moderating and mediating effects. Journal of Adolescence, 753–769. https://doi.org/10.1006/jado.1999.0268
14. Fuhrman, T., & Holmbeck, G. N. (1995). A contextual-moderator analysis of emotional autonomy and adjustment in adolescence. Journal of Child Development, 66(3), 793–811. https://doi.org/10.2307/1131951
15. Lamborn, S. D., & Steinberg, L. (1993). Emotional autonomy redux: Revisiting Ryan and Lynch. Journal of Child Development, 64(2), 483–499. https://doi.org/10.2307/1131264
16. Madrigal, V. N., Hill, D. L., Shults, J., & Feudtner, C. (2021). Trust in physicians, anxiety and depression, and decision-making preferences among parents of children with serious illness. Journal of Palliative Medicineé, 25(3), 428–436. https://doi.org/10.1089/jpm.2021.0063
17. Mc Clanahan, G., & Holmbeck G. N. (1992). Separation-individuation, family functioning, and psychological adjustment in college students: A construct validity study of the Separation-Individuation Test of Adolescence. Knowledge Application & Hydroinformatics, 59, 468–485. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa5903_4
18. Rodriguez-Ricardo, Y., Sicilia, M., & Lopez, M. (2019). Altruism and internal locus of control as determinants of the intention to participate in crowdfunding: The mediating role of trust. Journal of theoretical and applied electronic commerce research, 14(3), 1–16. http://dx.doi.org/10.4067/S0718-18762019000300102
19. Sharan, N. N., & Romano, D. M. (2020). The effects of personality and locus of control on trust in humans versus artificial intelligence. Heliyon, 6(8), 1–12. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04572
Рецензия
Для цитирования:
Селезнева Ю.В., Алленова В.С. Доверие к себе как условие развития автономии в юношеском возрасте. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(4):53-63. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-53-6
For citation:
Selezneva Yu.V., Allenova V.S. Trust to Oneself as a Condition of Autonomy Development in Adolescence. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(4):53-63. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-53-6