Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Феномен смерти как смыслообразующая детерминанта развития личности

Аннотация

В статье описан феномен смерти как важная детерминанта развития личности, отношение к которой влияет на процессы осмысления жизни человеком. В статье рассмотрены различные подходы к описанию отношения к смерти и две основные исследовательские позиции: теория управления страхом смерти и теория управления смыслом и принятия смерти. Наиболее разработанной является первая из них, закрепляющая за личностью страх как основной тип отношения к смерти, присущий каждому человеку. Новизна исследования состоит в описании эволюции отношения к смерти на протяжении последнего столетия и дискуссии о самом термине «страх смерти» в контексте изменений, произошедших в обществе, в частности, с развитием средств массовой коммуникации, поскольку данная терминология обусловливет исследовательскую традицию и исходит из аксиомы, что всем людям присущ страх смерти. В статье описаны современные тенденции к исследованию восприятия и отношения к смерти в различных науках в России и за рубежом. В частности, речь идет о неоходимости смещения ракурса исследований отношения к смерти в контексте ситуации болезни и риска для жизни и здоровья человека и его близких на возможность рефлексии отношения к смерти и преобразования ее в фактор переосмысления жизни не только и не столько в экстренных ситуациях, сколько в психологически устойчивом периоде жизни человека. В статье приведены примеры зарубежных исследований, показывающих положительное влияние осознания смерти на уровень ее принятия, и, как следствие, уровень отрефлексированности смыслов жизни и смерти.

Об авторе

Полина Р. Дмитриева
Южный федеральный университет
Россия

аспирант



Список литературы

1. Абдулгалимова С. А. Изучение представлений о жизни и смерти в старшем школьном возрасте // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 3. C. 111–113.

2. Баканова А. А. Системное описание страха смерти // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 1. С. 13–23.

3. Жукова Н. Ю. Исследование отношения к смерти у подростков с нормативным и девиантным поведением // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2016. № 4, C. 96–102.

4. Кленина Е. А., Песков А. Е. Отношение к смерти как условие формирования различных типов культуры // Вестник АГТУ. 2015. № 1 (59).

5. Кулагина И. Ю., Сенкевич Л. В. Отношение к смерти: возрастные, региональные и гендерные различия // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9, № 4. С. 58–64.

6. Мохов С.В. Ситуация с «Death studies» в современной науке // НП/NP. 2016. № 4.

7. Мухина В. С. Жизнь и смерть в сферах Великого идеополя общественного самосознания // Развитие личности. 2018. № 2. C. 26-57.

8. Назаретян А. П. Нелинейное будущее и проблема жизненных смыслов // Историческая психология и социология истории. 2012. № 2. C. 148-180.

9. Солдатова Е. Л., Жукова Н. Ю. Теоретический обзор современных зарубежных исследований отношения к смерти // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2018. № 3.

10. Чистопольская К. А., Ениколопов С. Н., Николаев Е. Л., Магурдумова Л. Г. Бесстрашие к смерти - статика или динамика? // Суицидология. 2017. № 2 (27), C. 40-48.

11. Шварева Е. В. Семантические характеристики образа смерти у людей разных поколений // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 9.

12. Шутова Л. В. Страх смерти и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 5. C. 146-151.

13. Юревич А. В. Психологические аспекты отношения к смерти // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1.

14. Green J. W. Beyond the Good Death – The Anthropology of Modern Dying. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2008. 272 p.

15. Slater M. D., Oliver M. B., Appel M., Tchernev J. M., Silver N. A. (2017). Mediated wisdom of experience revisited: delay discounting, acceptance of death, and closeness to future self. Human Communication Research. No. 1 (44), P. 80–101.


Рецензия

Для цитирования:


Дмитриева П.Р. Феномен смерти как смыслообразующая детерминанта развития личности. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2019;2(2).

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+