Феномен смерти как смыслообразующая детерминанта развития личности
Abstract
В статье описан феномен смерти как важная детерминанта развития личности, отношение к которой влияет на процессы осмысления жизни человеком. В статье рассмотрены различные подходы к описанию отношения к смерти и две основные исследовательские позиции: теория управления страхом смерти и теория управления смыслом и принятия смерти. Наиболее разработанной является первая из них, закрепляющая за личностью страх как основной тип отношения к смерти, присущий каждому человеку. Новизна исследования состоит в описании эволюции отношения к смерти на протяжении последнего столетия и дискуссии о самом термине «страх смерти» в контексте изменений, произошедших в обществе, в частности, с развитием средств массовой коммуникации, поскольку данная терминология обусловливет исследовательскую традицию и исходит из аксиомы, что всем людям присущ страх смерти. В статье описаны современные тенденции к исследованию восприятия и отношения к смерти в различных науках в России и за рубежом. В частности, речь идет о неоходимости смещения ракурса исследований отношения к смерти в контексте ситуации болезни и риска для жизни и здоровья человека и его близких на возможность рефлексии отношения к смерти и преобразования ее в фактор переосмысления жизни не только и не столько в экстренных ситуациях, сколько в психологически устойчивом периоде жизни человека. В статье приведены примеры зарубежных исследований, показывающих положительное влияние осознания смерти на уровень ее принятия, и, как следствие, уровень отрефлексированности смыслов жизни и смерти.
References
1. Abdulgalimova S.A. (2008). Research of representation of life and death in high school age. Izvestiya vuzov. North-Caucasian region. Ser: Social Sciences. No. 3. P. 111-113.
2. Bakanova A.A. (2015). Fear of Death: A Systemic Description. Кul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology]. Vol. 11, No. 1. P. 13–23.
3. Zhukova N. Yu. (2016). A study of the attitude toward death of adolescents with normative and deviant behavior. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, Vol. 9, No. 4. P. 96–102.
4. Klenina E. A., Peskov A. E. (2015). Attitude to death as a condition of formation of different cultural types. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, No. 1. P. 73-77.
5. Kulagina I.Yu., Senkevich L.V. (2013). Attitudes towards Death: Age, Regional and Gender Differences. Кul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology]. No. 4, P. 58-64.
6. Mokhov S. V. (2016). Situation with “death studies” in modern science. The new past, № 4. P. 229-236.
7. Mukhina V.S. (2018). Life and Death in spheres of Great ideas-field of social self-awareness. Person development, No. 2. P. 26-57.
8. Nazaretyan A.P. (2012). Non-linear future and the problem of sences. Historical psychology and sociology of history. No. 2. P. 148-180.
9. Soldatova E.L., Zhukova N.Yu. (2018). Theoretical Review of Modern Foreign Studies of Attitude Towards Death. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. Vol. 11, No. 3. P. 13–23.
10. Chistopolskaya K.A., Enikolopov S.N., Nikolaev E.L., Magurdumova L.G. (2017). A commentary: fearlessness about death – a static or a dynamic quality? Suicidology. No. 2 (27). P. 40-48.
11. Shvareva E. V. (2010). Semantic characteristics of the image of death among people of different generations. Siberian pedagogical journal. No. 9, P. 272-282.
12. Shutova L. V. (2005). Fear of death and sence of life orientations in adolescence. News of Southern Federal University: technical sciences. No. 5, P. 146-151.
13. Yurevich A. V. (2018). Psychological Aspects of the Attitude to Death. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. No. 1, pp. 123-132.
14. Green J.W. (2008). Beyond the Good Death – The Anthropology of Modern Dying. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. 272 p.
15. Slater M.D., Oliver M.B., Appel M., Tchernev J.M., Silver N.A. (2017). Mediated wisdom of experience revisited: delay discounting, acceptance of death, and closeness to future self. Human Communication Research. No. 1 (44), P. 80–101.
Review
For citations:
. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2019;2(2). (In Russ.)