Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Исследование особенностей агрессивности и психологического стресса у студентов с разным уровнем адаптивности

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию связи адаптивного потенциала студентов со степенью их агрессивности и стрессового состояния. В ходе исследования были опрошены студенты очной формы обучения, обучающиеся по программе бакалавриата. Средний возраст испытуемых – от 17 до 22 лет. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ), Тест агрессивности. Опросник Л. Г. Почебута, Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона. В ходе обработки данных применялся параметрический t критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа. Данные обрабатывались при помощи компьютерной программы «SPSS» 17.0 for Windows». В результате проведенного исследования, нами были выдвинута и подтверждена следующая гипотеза: возможно, могут существовать различия в психологическом стрессе и адаптивности у студентов с разным уровнем адаптивности. Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы психологами, которые работают в образовательных учреждениях, для психологической поддержки и сопровождения студентов, а также данные результаты могут быть внедрены в учебный процесс в рамках чтения лекций. Полученные результаты исследования могут использоваться также в практике консультирования. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые особенностей агрессивности и психологического стресса у студентов были изучены с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», теста агрессивности, опросника Л. Г. Почебута и шкалы психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона в комплексе. В выводах отмечается выдвинутая гипотеза нуждается в дальнейшем изучении и доказательстве.

Об авторах

Анастасия Олеговна Ломака
Донской государственный технический университет
Россия

Магистр 2 года обучения



Виктория Николаевна Власова
РостГМУ
Россия

Заведующий кафедрой педагогики РостГМУ



Список литературы

1. Абакумова И. В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. М.: КРЕДО, 2008. 386 с.

2. Дубовицкая Т. Д. Методика исследования адаптивности студентов в вузе // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2010. № 2.

3. Дугарова Т. А., Шахмалова И. Ж. Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 1 (166). С. 57–62.

4. Ктениду М. Д. Связь типа родительского отношения с показателями приватности подростка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-tipa-roditelskogo-otnosheniya-s-pokazatelyami-privatnosti-podrostka (дата обращения: 06.10.2019).

5. Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: МГУ, 2014. 287 с.

6. Маклаков А. Г., Головешкин И. Д. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. № 3. С. 29–37.

7. Мартыненко Е. А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suverennost-lichnosti-kak-sostoyanie-granits-subekta (дата обращения: 7.10.2019).

8. Манучарян Л. Х., Гордиенко Н. В. Результаты психолого-педагогическое исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 628–632.

9. Очирова Е. А., Дугарова Т. А. Эмоциональная напряженность как фактор психологической дезадаптации студентов 1 курса / Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Киров: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, 2014. С. 246–248.

10. Перченко Е. Л. Особенности социально-психологической адаптации курсантов с разным уровнем суверенности психологического пространства // Концепт. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-kursantov-s-raznym-urovnem-suverennosti-psihologicheskogo-prostranstva (дата обращения: 04.11.2019).

11. Сафонова М. В., Тихонова Д. А. Сравнительный анализ профилей суверенности подростков с различными уровнями психологической суверенности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-profiley-suverennosti-podrostkov-s-razlichnymi-urovnyami-psihologicheskoy-suverennosti (дата обращения: 13.10.2019).

12. Сергеева С. В. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. № 3. С. 13–14.

13. Смирнов А. А. Адаптация студентов и образ вузы: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 168 с.

14. Симонов А. А., Живаев Н. Г. Психология вузовской адаптации. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.

15. Темирбаева Д. К., Исалиева С. Т. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 50. С. 98–106.

16. Федотова Л. А., Адаптация в образовании: состояние, проблемы, перспективы. Волгоград: ВолгТГУ, 2015. 150 с.

17. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно психологический подход. Психологический журнал. 2013. Т.20. № 5. С. 81–88.


Рецензия

Для цитирования:


Ломака А.О., Власова В.Н. Исследование особенностей агрессивности и психологического стресса у студентов с разным уровнем адаптивности. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2019;2(2):46-65.

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+