Исследование особенностей агрессивности и психологического стресса у студентов с разным уровнем адаптивности
Abstract
Настоящая статья посвящена исследованию связи адаптивного потенциала студентов со степенью их агрессивности и стрессового состояния. В ходе исследования были опрошены студенты очной формы обучения, обучающиеся по программе бакалавриата. Средний возраст испытуемых – от 17 до 22 лет. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ), Тест агрессивности. Опросник Л. Г. Почебута, Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона. В ходе обработки данных применялся параметрический t критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа. Данные обрабатывались при помощи компьютерной программы «SPSS» 17.0 for Windows». В результате проведенного исследования, нами были выдвинута и подтверждена следующая гипотеза: возможно, могут существовать различия в психологическом стрессе и адаптивности у студентов с разным уровнем адаптивности. Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы психологами, которые работают в образовательных учреждениях, для психологической поддержки и сопровождения студентов, а также данные результаты могут быть внедрены в учебный процесс в рамках чтения лекций. Полученные результаты исследования могут использоваться также в практике консультирования. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые особенностей агрессивности и психологического стресса у студентов были изучены с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», теста агрессивности, опросника Л. Г. Почебута и шкалы психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона в комплексе. В выводах отмечается выдвинутая гипотеза нуждается в дальнейшем изучении и доказательстве.
About the Authors
Анастасия ЛомакаRussian Federation
Виктория Власова
Russian Federation
References
1. Abakumova I.V. (2008). Meaning of didactics. Textbook for masters of pedagogy and psychology. M.: CREDO. 386 p.
2. Dubovitskaya T.D. (2010). Methodology for the study of the adaptability of students at a university. Psychological science and education: electronic journal. No. 2.
3. Dugarova T.A., Shakhmalova I. Zh., (2006). Features of adaptation of rural students to study at a university: problems and solutions // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. No. 1 (166). P. 57–62.
4. Ktenidu M. D. (2010). Connection of the type of parental relationship with indicators of adolescent privacy. Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-tipa-roditelskogo-otnosheniya-s-pokazatelyami-privatnosti-podrostka
5. Leontiev A.N. (2014). Philosophy of Psychology: From the Scientific Heritage / Ed. A.A. Leontiev, D.A. Leontiev. M.: MSU Publishing House, 287 р.
6. Maklakov A.G., Goloveshkin I.D., (2011). Features of the adaptation of first-year students to the educational environment of the university. Vestnik LSU im. A.S. Pushkin. No. 3. P. 29–37.
7. Martynenko E. A. (2019). Psychological sovereignty of the personality as a state of the subject’s borders. ANI: pedagogy and psychology. No. 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suverennost-lichnosti-kak-sostoyanie-granits-subekta (accessed: 10/30/2019).
8. Manucharyan L.Kh., Gordienko N.V. (2016). The results of psychological and pedagogical research to study the level of stress resistance and stress of first-year students and to determine their level of adaptation to the requirements of the university. Young scientist. No. 5. P. 628–632.
9. Ochirova E.A., Dugarova T.A. (2014). Emotional tension as a factor in the psychological maladjustment of 1st year students. Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference of Students and Graduate Students. Kirov: Northeast Federal University named after M.K. Ammosov. P. 246–248.
10. Perchenko E. L. (2019). Features of the socio-psychological adaptation of cadets with different levels of sovereignty of the psychological space. Concept. No 7.
11. Safonova M.V., Tikhonova D.A. (2017). Comparative analysis of the sovereignty profiles of adolescents with different levels of psychological sovereignty. Bulletin of KSPU im. V.P. Astafieva. No. 3 (41).
12. Sergeeva S.V. (2008). The main directions of pedagogical support for the adaptation of first-year students to the educational process of the university. News of universities. Volga region. Humanitarian sciences. No. 3. P. 13–14.
13. Smirnov A.A. (2010). Adaptation of students and the image of universities: a monograph. Yaroslavl: Yaroslavl State University, 168 р.
14. Simonov A.A., Zhivaev N.G. (2009). Psychology of university adaptation. Yaroslavl: Yaroslavl State University, 115 p.
15. Temirbaeva D.K., Isalieva S.T. (2016). Methodology for studying the adaptability of students at a university // Scientific-methodical electronic journal Concept. No. 50. р. 98–106.
16. Fedotova L.A. (2015). Adaptation in education: state, problems, prospects. Volgograd: VolgTGU, 150 p.
17. Filippova G.G. (2013). Motherhood: a comparatively psychological approach. Psychological Journal. No. 5. P. 81–88.
Review
For citations:
, . Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2019;2(2):46-65.