Смысловые аспекты феномена совместного лидерства в команде
Аннотация
В статье анализируется ситуация совместного лидерства в команде с позиций психологии смысла. Одним из важнейших вопросов организации командной работы является вопрос лидерства: выбор или назначение лидера, влияние лидера на команду и многие другие аспекты. Помимо самой распространенной модели одного лидера, набирают всё большую популярность модели совместного или распределенного лидерства, когда лидером может стать тот из участников команды, кто обладает наибольшими компетенциями в той ситуации, в которой оказалась команда. В этом случае можно говорить о том, что такая команда приобретает черты самоуправляемой команды, в которой взаимозаменяемость и взаимодополняемость участников команды достигает очень высокого уровня. Российские исследования в области психологии смысла и совместной мыслительной деятельности (межличностные и внеличностные смысла Д.А. Леонтьеа, общая психологическая ситуация А. К. Белоусовой, общий смысловой фонд С. М. Джакупова) позволяют глубже понять психологические механизмы совместного лидерства в команде. Нахождение участников команды в общей психологической ситуации обеспечивает общие видение содержания совместной деятельности и способствует образованию общих смыслов. Образование общих смыслов и мотивов деятельности приводит, в свою очередь, к формированию полноценной совместной деятельности и общего смыслового фонда, разделяя который участники и могут попеременно брать на себя лидерские функции.
Список литературы
1. Базаров Т. Ю., Базарова К. Т. Возможно ли распределенное лидерство? // Национальный психологический журнал. 2007. № 1(2). С. 123–127.
2. Белоусова, А. К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. 360 с.
3. Даутов Д. Ф., Суроедова Е.А. Феномены совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2012. 168 с.
4. Джакупов С. М. Целеобразование в совместной деятельности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1985. 22 с.
5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.
6. Куделина О. В. Модель компетенций руководителя организации здравоохранения: международный опыт внедрения компетенций распределенного лидерства // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14, № 4. С. 81–104.
7. Самыкина Н. Ю., Воронков Н.А., Горшкова А.А. Распределенное лидерство в студенческой группе / Образование в современном мире: профессиональная подготовка кадрового потенциала с учетом передовых технологий: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 14 декабря 2018 года). Сызрань: Ваш Взгляд, 2018. С. 196–203.
8. Bolden R. Distributed leadership in organizations: A review of theory and research // International Journal of Management Reviews. 2011. № 13 (3). C. 251–269.
9. Carson J. B., Tesluk P. E., Marrone J. A. Shared leadership in teams: An investigation of antecedent conditions and performance // Academy of Management Journal. 2007. Vol. 50, № 5. P. 1217-1234. DOI: 10.5465/amj.2007.20159921
10. Chemers M. M. Leadership Research and Theory: A Functional Integration // Group Dynamics: Theory, Research and Practice. 2000. Vol. 4 (1). P. 27–43.
11. Drescher M. A., Korsgaard M. A., Welpe I. M., Picot A., Wigand R. T. The Dynamics of Shared Leadership: Building Trust and Enhancing Performance // Journal of Applied Psychology. 2014. Vol. 99, № 5. P. 771-783. DOI: 10.1037/a0036474
12. Huang C.-H. Shared Leadership and Team Learning: Roles of Knowledge Sharing and Team Characteristics // The Journal of International Management Studies. 2013. Vol. 8, № 1. P. 124-133.
13. Mathieu, J. E., Kukenberger M. R., D’Innocenzo L., Reilly G. Modeling reciprocal team cohesion-performance relationships, as impacted by shared leadership and members' competence // Journal of Applied Psychology. 2015. Vol. 100, Issue 3. P. 713-734. DOI: 10.1037/a0038898
Рецензия
Для цитирования:
Проненко Е.А. Смысловые аспекты феномена совместного лидерства в команде. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2019;2(1):6-12.