Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Смысловые аспекты феномена совместного лидерства в команде

Аннотация

В статье анализируется ситуация совместного лидерства в команде с позиций психологии смысла. Одним из важнейших вопросов организации командной работы является вопрос лидерства: выбор или назначение лидера, влияние лидера на команду и многие другие аспекты. Помимо самой распространенной модели одного лидера, набирают всё большую популярность модели совместного или распределенного лидерства, когда лидером может стать тот из участников команды, кто обладает наибольшими компетенциями в той ситуации, в которой оказалась команда. В этом случае можно говорить о том, что такая команда приобретает черты самоуправляемой команды, в которой взаимозаменяемость и взаимодополняемость участников команды достигает очень высокого уровня. Российские исследования в области психологии смысла и совместной мыслительной деятельности (межличностные и внеличностные смысла Д.А. Леонтьеа, общая психологическая ситуация А. К. Белоусовой, общий смысловой фонд С. М. Джакупова) позволяют глубже понять психологические механизмы совместного лидерства в команде. Нахождение участников команды в общей психологической ситуации обеспечивает общие видение содержания совместной деятельности и способствует образованию общих смыслов. Образование общих смыслов и мотивов деятельности приводит, в свою очередь, к формированию полноценной совместной деятельности и общего смыслового фонда, разделяя который участники и могут попеременно брать на себя лидерские функции.

Об авторе

Евгений А. Проненко
Южный федеральный университет
Россия

Старший преподаватель



Список литературы

1. Базаров Т. Ю., Базарова К. Т. Возможно ли распределенное лидерство? // Национальный психологический журнал. 2007. № 1(2). С. 123–127.

2. Белоусова, А. К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. 360 с.

3. Даутов Д. Ф., Суроедова Е.А. Феномены совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2012. 168 с.

4. Джакупов С. М. Целеобразование в совместной деятельности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1985. 22 с.

5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.

6. Куделина О. В. Модель компетенций руководителя организации здравоохранения: международный опыт внедрения компетенций распределенного лидерства // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14, № 4. С. 81–104.

7. Самыкина Н. Ю., Воронков Н.А., Горшкова А.А. Распределенное лидерство в студенческой группе / Образование в современном мире: профессиональная подготовка кадрового потенциала с учетом передовых технологий: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 14 декабря 2018 года). Сызрань: Ваш Взгляд, 2018. С. 196–203.

8. Bolden R. Distributed leadership in organizations: A review of theory and research // International Journal of Management Reviews. 2011. № 13 (3). C. 251–269.

9. Carson J. B., Tesluk P. E., Marrone J. A. Shared leadership in teams: An investigation of antecedent conditions and performance // Academy of Management Journal. 2007. Vol. 50, № 5. P. 1217-1234. DOI: 10.5465/amj.2007.20159921

10. Chemers M. M. Leadership Research and Theory: A Functional Integration // Group Dynamics: Theory, Research and Practice. 2000. Vol. 4 (1). P. 27–43.

11. Drescher M. A., Korsgaard M. A., Welpe I. M., Picot A., Wigand R. T. The Dynamics of Shared Leadership: Building Trust and Enhancing Performance // Journal of Applied Psychology. 2014. Vol. 99, № 5. P. 771-783. DOI: 10.1037/a0036474

12. Huang C.-H. Shared Leadership and Team Learning: Roles of Knowledge Sharing and Team Characteristics // The Journal of International Management Studies. 2013. Vol. 8, № 1. P. 124-133.

13. Mathieu, J. E., Kukenberger M. R., D’Innocenzo L., Reilly G. Modeling reciprocal team cohesion-performance relationships, as impacted by shared leadership and members' competence // Journal of Applied Psychology. 2015. Vol. 100, Issue 3. P. 713-734. DOI: 10.1037/a0038898


Рецензия

Для цитирования:


Проненко Е.А. Смысловые аспекты феномена совместного лидерства в команде. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2019;2(1):6-12.

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+