Опубликован: 30.05.2019
В статье анализируется ситуация совместного лидерства в команде с позиций психологии смысла. Одним из важнейших вопросов организации командной работы является вопрос лидерства: выбор или назначение лидера, влияние лидера на команду и многие другие аспекты. Помимо самой распространенной модели одного лидера, набирают всё большую популярность модели совместного или распределенного лидерства, когда лидером может стать тот из участников команды, кто обладает наибольшими компетенциями в той ситуации, в которой оказалась команда. В этом случае можно говорить о том, что такая команда приобретает черты самоуправляемой команды, в которой взаимозаменяемость и взаимодополняемость участников команды достигает очень высокого уровня. Российские исследования в области психологии смысла и совместной мыслительной деятельности (межличностные и внеличностные смысла Д.А. Леонтьеа, общая психологическая ситуация А. К. Белоусовой, общий смысловой фонд С. М. Джакупова) позволяют глубже понять психологические механизмы совместного лидерства в команде. Нахождение участников команды в общей психологической ситуации обеспечивает общие видение содержания совместной деятельности и способствует образованию общих смыслов. Образование общих смыслов и мотивов деятельности приводит, в свою очередь, к формированию полноценной совместной деятельности и общего смыслового фонда, разделяя который участники и могут попеременно брать на себя лидерские функции.
Семья играет существенную роль в жизни каждого, в ней закладывасоциализации личности центральное место занимает семья. Именно в ней осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Отношение значимых других к воспитанию детей проявляются в виде особых ценностно-смысловых установок. В рамках данной статьи мы определяем ценностно-смысловую установку личности как соответствующий способ выражения отношения личности на ценностно-смысловом уровне к определенной деятельности, который обнаруживается как склонность к выполнению данной деятельности конкретным образом, а также уровень проявления межличностной зависимости от значимого Другого.
В статье показаны различия ценностно-смысловой сферы женщин различной категории возрастов, различия в ролевых ожиданиях и притязаниях в браке, различия значимости различных сфер семейной жизни для женщин разных возрастов: цели в жизни; внешняя привлекательность ролевые ожидания; внешняя привлекательность ролевые притязания; потребность в эмоциональной опоре на других; неуверенность в себе, а также различные проявления межличностной зависимости у обследуемых групп женщин.
Научная новизна статьи заключается в том, что были исследованы ценностно-смысловые установки женщин среднего возраста, сформировавшиеся под влиянием взаимоотношений внутри семьи и определяющие специфику построения собственной семьи и взаимоотношений со значимыми другими во взрослом возрасте.
Результаты исследования могут служить основанием для разработки эффективных методов профилактики и преодоления созависимого поведения, учитывающих личностные особенности женщин с разного возраста, а также могут быть использованы в консультационной и коррекционной работе как с молодыми девушками, планирующими отношения или семью, так и с женщинами, уже имеющими неудачный опыт построения взаимоотношений с мужчинами.
В статье представлен обзор содержания и преемственности дидактических концепций включённого обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассмотрены особенности дискурсивного подхода отечественных исследователей к определению уровней, вариантов и требований освоения результатов образовательной программы этой категорией детей в процессе обучения в начальной школе. Проанализирована распространённость речевых расстройств у детей с ОВЗ, теоретические исследования и практические результаты, указывающие на особые образовательные потребности детей с патологией речи, противоречия интегративного подхода в образовании и возможности их через применение смысловой педагогики. Ставится проблема проектирования дидактической модели обучения детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, эффективно использующей смыслоинициирующие технологии для способной обеспечить условия для формирования навыков самопознания, позитивного образа «Я», полноценного социального развития в группе сверстников и адекватного восприятия себя в окружающем мире. Авторами высказывается предположение, что дети с расстройствами речи, имеющие потенциальные предпосылки интеллектуального развития, способны преодолевать коммуникативные, познавательные и личностные барьеры в обучении при создании дидактических условий запуска механизма смысловых инициаций обучающихся благополучнее детей с другими проявления ограниченных возможностей здоровья. Предпринята попытка создания смыслодидактической модели обучения младших школьников с речевыми расстройствами в условиях включённого обучения, способной повысить эффективность образовательного процесса и повысить адаптационные возможности детей с речевыми расстройствами в социуме.
Данная статья отражает результаты теоретического и эмпирического исследования по изучению взаимосвязи удовлетворенности браком, эмпатии и психической устойчивости у женщин, имеющих различный стаж супружеской жизни. Нами было опрошено 100 женщин, находящихся в браке. В рамках теоретической составляющей рассмотрены понятия удовлетворенность браком, психологическая устойчивость и эмпатия с ориентацией на семейную психологию. В эмпирической части исследования производилась диагностика удовлетворенности браком, уровня развития эмпатических способностей и психологической устойчивости у женщин, а также производился статистический анализ полученных данных с целью выявления возможных взаимосвязей. Были использованы следующие стандартизированные методики: тест–опросник удовлетворенности браком (ОУБ) разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; многоуровневый личностный опросник (14 МЛО–АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. В качестве основных статистических методов использовались коэффициент корреляции Спирмена, а также непараметрический U–критерий Манна–Уитни и дисперсионный анализ. В ходе исследования были сформулированы следующие гипотезы: 1) между удовлетворенностью браком и уровнем развития эмпатии может существовать взаимосвязь; 2) может существовать взаимосвязь между удовлетворенностью браком и психологической устойчивостью; 3) характер взаимосвязи может меняться в зависимости от длительности брака. Практическая значимость исследования заключается в том, что знание факторов удовлетворенности браком может повышать эффективность семейной психотерапевтической работы, поскольку оно позволяет лучше понимать возможные причины неудовлетворённости и пути ее преодоления. Взаимосвязь между уровнем удовлетворенности браком и психологической устойчивостью открывает широкие возможности для психотерапевтического влияния на удовлетворенность с помощью изменения значимых личностных характеристик, составляющих поле психологической устойчивости. Такое влияние возможно как через индивидуальную, так и через семейную работу. Это обстоятельство имеет особое значение для практикующих психотерапевтов и психологов.
В статье представлен обзор отечественных исследований, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы в контексте стратегий образования смыслов. Научную новизну представляет обзорный анализ отечественных исследований смыслообразующих стратегий, на основании которого выявлен их инициирующий, содержательный и динамический компонент. Именно личностные смыслы выступают интегральными регуляторами деятельности переживающего субъекта, его отношений во внутреннем и внешнем мире, освоения получаемого опыта и осознания прошлых состояний. При этом в смысловой сфере индивида происходит генезисе личностных смыслов, их иерархическая перестройка в совокупности с трансформацией ценностей и борьбой мотивов, составляющей основу волевой регуляции деятельности. Особенное значение это приобретает в кризисные периоды развития личности, как в процессе её становления и социализации, так и при восхождении к состоянию акме. В современных версиях деятельностно-смыслового подхода разработка проблематики именно регуляции деятельности посредством личностных смыслов позволяет предлагать механизмы формирования целостной и самодостаточной мировоззренческой системы, адекватной современным вызовам общества. С таких позиций формирование и усложнение образа мира происходит в субъективном семантическом пространстве при восприятии и осознании внешних социальных ценностей посредством их опредмечивания и переживания во внутреннем мире как нормирования ценностно-смысловых рамок деятельности. Такая деятельность имеет смысловую природу и в её процессе возможно не только совпадение смыслов, но и диссонанс смыслового порядка. Это обеспечивает условия для перевода жизнедеятельности индивида с уровня необходимого адаптивного функционирования в условиях жесткой детерминированности внешними условиями на уровень возможной эволюции личности, осуществляемой как внутренняя преадаптивная самодетерминация открытой саморазвивающейся системы человека.
Данная статья посвящена изучению проблемам миграции и отношения молодого поколения к трудовым мигрантам. Описываются основные современные теории миграции, теории адаптации. Приводятся результаты опросов, показывающих отношение россиян к мигрантам. Показывается роль миграционных процессов в решении демографических проблем в стране. Обосновывается актуальность изучаемой темы и значимость проведенного исследования. В статье описаны цель, предмет, гипотезы, задачи, методики и этапы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ ценностно-смысловых особенностей студентов, уровень их толерантности и как эти особенности влияют на их отношение к мигрантам. В заключение делается вывод по результатам эмпирического исследования, отмечается необходимость рекомендаций для специалистов, работающих в молодежной сфере по гармонизации психологических особенностей восприятия людей иной национальности. Новизна данного исследования заключается в том, что показана отношение молодого поколения к мигрантам на сегодняшний день, выявлена корреляция между личностными особенностями студентов и их отношением к трудовым мигрантам. Практическая значимость состоит в том, что в результате исследования выявлены те психологические свойства личности, которые нужно учитывать при формировании толерантного отношения к представителям иной этноконфессиональной принадлежности.
Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"
Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, корпус 8, ауд. 8-307
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 89085061906
Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.
12+