Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Ценностные установки, направленные на семью и отношения со значимыми другими у современных женщин

Аннотация

Семья играет существенную роль в жизни каждого, в ней закладывасоциализации личности центральное место занимает семья. Именно в ней осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Отношение значимых других к воспитанию детей проявляются в виде особых ценностно-смысловых установок. В рамках данной статьи мы определяем ценностно-смысловую установку личности как соответствующий способ выражения отношения личности на ценностно-смысловом уровне к определенной деятельности, который обнаруживается как склонность к выполнению данной деятельности конкретным образом, а также уровень проявления межличностной зависимости от значимого Другого.

В статье показаны различия ценностно-смысловой сферы женщин различной категории возрастов, различия в ролевых ожиданиях и притязаниях в браке, различия значимости различных сфер семейной жизни для женщин разных возрастов: цели в жизни; внешняя привлекательность ролевые ожидания; внешняя привлекательность ролевые притязания; потребность в эмоциональной опоре на других; неуверенность в себе, а также различные проявления межличностной зависимости у обследуемых групп женщин.

Научная новизна статьи заключается в том, что были исследованы ценностно-смысловые установки женщин среднего возраста, сформировавшиеся под влиянием взаимоотношений внутри семьи и определяющие специфику построения собственной семьи и взаимоотношений со значимыми другими во взрослом возрасте.

Результаты исследования могут служить основанием для разработки эффективных методов профилактики и преодоления созависимого поведения, учитывающих личностные особенности женщин с разного возраста, а также могут быть использованы в консультационной и коррекционной работе как с молодыми девушками, планирующими отношения или семью, так и с женщинами, уже имеющими неудачный опыт построения взаимоотношений с мужчинами.

Об авторе

Анастасия С. Коленова
Донской государственный технический университет
Россия

Ассистент кафедры «Общая и консультативная психология» факультета «Психология, педагогика и дефектология»



Список литературы

1. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2003. 480 с.

2. Абакумова И. В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. М.: «КРЕДО», 2008. 386 с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Академия, Смысл, 2007. 528 с.

4. Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии / Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов-вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 377-393.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.

6. Носирова Ш. Вопрос метода личного примера и его роли в воспитании детей младшего школьного возраста // Вестник Таджикского национального университета. 2016. № 3-5. C. 232-236.

7. Садолина Т. В. Эмоциональная составляющая социально-психологического содержания отношений дочери с отцом и их влияние на выбор будущего супруга // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 253-255. URL: https://moluch.ru/archive/44/5382/

8. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 452 с.

9. Хабибулина М. Р. Роль отца и девиантное поведение дочери в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2013. № 3. – С. 448-450. URL: https://moluch.ru/archive/50/6437/

10. Arroyo A., Andersen K. K. The Relationship between Mother-Daughter Self-Objectification: Identifying Direct, Indirect, and Conditional Direct Effects // Sex Roles. 2016. No. 74 (5–6), P. 231–241. https://doi.org/10.1007/s11199-015-0554-1

11. Bartholomaeus C., Riggs D. Daughters and their mothers: The reproduction of pronatalist discourses across generations. Women's Studies International Forum, 62, May–June. 2017. № 1-7. http://www.damienriggs.com/blog/wp-content/uploads/2013/09/Daughters-and-their-mothers-paper-.pdf

12. Esehaghzadehorcid F., Reyhani T., Moharari F., Mazlomorcid S. Effect of training positive parenting program on mother-child relationship among mothers of children with externalizing disorders. Evidence Based Care. 2018. № 8(2), 58-66. doi: 10.22038/ebcj.2018.31024.1770

13. Luciano E. C., Orth, U. Transitions in romantic relationships and development of self-esteem. Journal of personality and Social Psychology. 2017. 112, P. 307–328. https://doi.org/10.1037/pspp0000109

14. Nazemian A. Effectiveness of triple positive parenting program based on Iranian culture on mother-child relationship and children’s academic achievement. Med. J. Mashhad Univ. Med. Sci. 2016. № 59 (2), P. 124-131.

15. Sivak E., Smirnov I. Parents mention sons more often than daughters on social media. PNAS. 2019. № 116 (6), P. 2039-2041. https://doi.org/10.1073/pnas.1804996116


Рецензия

Для цитирования:


Коленова А.С. Ценностные установки, направленные на семью и отношения со значимыми другими у современных женщин. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2019;2(1):13-24.

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+