Preview

Innovative science: psychology, pedagogy, defectology

Advanced search

Смысловые аспекты феномена совместного лидерства в команде

Abstract

В статье анализируется ситуация совместного лидерства в команде с позиций психологии смысла. Одним из важнейших вопросов организации командной работы является вопрос лидерства: выбор или назначение лидера, влияние лидера на команду и многие другие аспекты. Помимо самой распространенной модели одного лидера, набирают всё большую популярность модели совместного или распределенного лидерства, когда лидером может стать тот из участников команды, кто обладает наибольшими компетенциями в той ситуации, в которой оказалась команда. В этом случае можно говорить о том, что такая команда приобретает черты самоуправляемой команды, в которой взаимозаменяемость и взаимодополняемость участников команды достигает очень высокого уровня. Российские исследования в области психологии смысла и совместной мыслительной деятельности (межличностные и внеличностные смысла Д.А. Леонтьеа, общая психологическая ситуация А. К. Белоусовой, общий смысловой фонд С. М. Джакупова) позволяют глубже понять психологические механизмы совместного лидерства в команде. Нахождение участников команды в общей психологической ситуации обеспечивает общие видение содержания совместной деятельности и способствует образованию общих смыслов. Образование общих смыслов и мотивов деятельности приводит, в свою очередь, к формированию полноценной совместной деятельности и общего смыслового фонда, разделяя который участники и могут попеременно брать на себя лидерские функции.

About the Author

Евгений Проненко
Южный федеральный университет
Russian Federation


References

1. Bazarov T.Yu., Bazarova K. T. (2007). Is distributed leadership possible? National Psychological Journal. No. 1 (2). P. 123–127.

2. Belousova, A.K. (2002). Self-organization of joint mental activity. Rostov-on-Don: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. 360 p.

3. Bolden R. (2011). Distributed leadership in organizations: A review of theory and research. International Journal of Management Reviews. No. 13 (3). P. 251–269.

4. Carson J.B., Tesluk P.E., Marrone J.A. (2007). Shared leadership in teams: An investigation of antecedent conditions and performance. Academy of Management Journal. Vol. 50, No. 5. P. 1217-1234. DOI: 10.5465/amj.2007.20159921

5. Chemers M. M. (2000). Leadership Research and Theory: A Functional Integration. Group Dynamics: Theory, Research and Practice. Vol. 4 (1). P. 27–43.

6. Drescher M.A., Korsgaard M.A., Welpe I.M., Picot A., Wigand R.T. (2014). The Dynamics of Shared Leadership: Building Trust and Enhancing Performance. Journal of Applied Psychology. Vol. 99, No. 5. P. 771-783. DOI: 10.1037/a0036474

7. Dzhakupov S. M. (1985). Target formation in joint activities. Abstract. diss. ... cand. psychol. sciences. Moscow. 22 p.

8. Huang C.-H. (2013). Shared Leadership and Team Learning: Roles of Knowledge Sharing and Team Characteristics. The Journal of International Management Studies. Vol. 8, No. 1. P. 124-133.

9. Krichevsky R.L., Dubovskaya E.M. (2001). Social Psychology of a Small Group: A Textbook for High Schools. Moscow: Aspect Press, 318 p.

10. Kudelina O.V. (2016). Competency Model of the Head of a Healthcare Organization: International Experience in Implementing Distributed Leadership Competencies. Russian Management Journal. Vol. 14, No. 4. P. 81–104.

11. Mathieu, J. E., Kukenberger M. R., D’Innocenzo L., Reilly G. (2015). Modeling reciprocal team cohesion-performance relationships, as impacted by shared leadership and members' competence. Journal of Applied Psychology. Vol. 100, No. 3. P. 713-734. DOI: 10.1037/a0038898

12. Samykina N.Yu., Voronkov N.A., Gorshkova A.A. (2018). Distributed leadership in a student group. Education in the modern world: professional training of personnel potential, taking into account advanced technologies: a collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Methodological Conference with international participation (Samara, December 14, 2018). Syzran: Your Look, P. 196–203.


Review

For citations:


  . Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2019;2(1):6-12. (In Russ.)

Views: 70


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Innovative science: psychology, pedagogy, defectology

ISSN 2658-7165 (Online)

Contact with: Publisher / Editorial Office of the Journal

Publisher: Don State Technical University - DSTU, Rostov-on-Don, Russia - https://donstu.ru/en/

Editor-in-Chief: Irina V. Abakumova, Dr.Sci. (Psychology), Professor, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia) 

Don State Technical University
1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russia
tel.: +7(863) 238-13-56, e-mail: inovppd@gmail.com

16+