Ценностные установки, направленные на семью и отношения со значимыми другими у современных женщин
Abstract
Семья играет существенную роль в жизни каждого, в ней закладывасоциализации личности центральное место занимает семья. Именно в ней осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Отношение значимых других к воспитанию детей проявляются в виде особых ценностно-смысловых установок. В рамках данной статьи мы определяем ценностно-смысловую установку личности как соответствующий способ выражения отношения личности на ценностно-смысловом уровне к определенной деятельности, который обнаруживается как склонность к выполнению данной деятельности конкретным образом, а также уровень проявления межличностной зависимости от значимого Другого.
В статье показаны различия ценностно-смысловой сферы женщин различной категории возрастов, различия в ролевых ожиданиях и притязаниях в браке, различия значимости различных сфер семейной жизни для женщин разных возрастов: цели в жизни; внешняя привлекательность ролевые ожидания; внешняя привлекательность ролевые притязания; потребность в эмоциональной опоре на других; неуверенность в себе, а также различные проявления межличностной зависимости у обследуемых групп женщин.
Научная новизна статьи заключается в том, что были исследованы ценностно-смысловые установки женщин среднего возраста, сформировавшиеся под влиянием взаимоотношений внутри семьи и определяющие специфику построения собственной семьи и взаимоотношений со значимыми другими во взрослом возрасте.
Результаты исследования могут служить основанием для разработки эффективных методов профилактики и преодоления созависимого поведения, учитывающих личностные особенности женщин с разного возраста, а также могут быть использованы в консультационной и коррекционной работе как с молодыми девушками, планирующими отношения или семью, так и с женщинами, уже имеющими неудачный опыт построения взаимоотношений с мужчинами.
About the Author
Анастасия КоленоваRussian Federation
References
1. Abakumova I.V. (2003). Obucheniye i smysl: smysloobrazovaniye v uchebnom protsesse. (Psikhologo-didakticheskiy podkhod). Rostov-on-Don: Rostov State University. 480 p.
2. Abakumova I.V. (2008). Smyslodidaktika. Uchebnik dlya magistrov pedagogiki i psikhologii. M.: CREDO. 386 p.
3. Asmolov A.G. (2007). Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoye ponimaniye razvitiya cheloveka. M.: Akademiya, Smysl. 528 p.
4. Asmolov A.G., Koval'chuk M.A. (2000). O sootnoshenii ponyatiya ustanovki v obshchey i sotsial'noy psikhologii. Sotsial'naya psikhologiya: Khrestomatiya: Ucheb. posobiye dlya studentov-vuzov. M.: Aspekt Press, P. 377-393.
5. Leont'yev D.A. (2003). Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real'nosti. 2-ye ispr. izd. M.: Smysl. 487 p.
6. Nosirova SH. (2016). Vopros metoda lichnogo primera i yego roli v vospitanii detey mladshego shkol'nogo vozrasta. Vestnik Tadzhikskogo natsional'nogo universiteta. No. 3-5. P. 232-236.
7. Sadolina T.V. (2012). Emotsional'naya sostavlyayushchaya sotsial'no-psikhologicheskogo soderzhaniya otnosheniy docheri s ottsom i ikh vliyaniye na vybor budushchego supruga. Molodoy uchenyy. No. 9. P. 253-255. URL: https://moluch.ru/archive/44/5382/
8. Uznadze D. N. Psikhologicheskiye issledovaniya. - M.: Nauka, 1966. 452 p.
9. Khabibulina M.R. (2013). Rol' ottsa i deviantnoye povedeniye docheri v podrostkovom vozraste //Molodoy uchenyy. No. 3. P. 448-450.
10. Arroyo A., Andersen K.K. (2016). The Relationship between Mother-Daughter Self-Objectification: Identifying Direct, Indirect, and Conditional Direct Effects. Sex Roles, No. 74 (5–6), P. 231–241. https://doi.org/10.1007/s11199-015-0554-1
11. Bartholomaeus C., Riggs D. (2017). Daughters and their mothers: The reproduction of pronatalist discourses across generations. Women's Studies International Forum, 62, May–June. No. 1-7. http://www.damienriggs.com/blog/wp-content/uploads/2013/09/Daughters-and-their-mothers-paper-.pdf
12. Esehaghzadehorcid F., Reyhani T., Moharari F., Mazlomorcid S. (2018). Effect of training positive parenting program on mother-child relationship among mothers of children with externalizing disorders. Evidence Based Care, No. 8 (2), P. 58-66. doi: 10.22038/ebcj.2018.31024.1770
13. Luciano E. C., Orth U. (2017). Transitions in romantic relationships and development of self-esteem. Journal of personality and Social Psychology, 112, P. 307–328. https://doi.org/10.1037/pspp0000109
14. Nazemian, A. (2016). Effectiveness of triple positive parenting program based on Iranian culture on mother-child relationship and children’s academic achievement. Med. J. Mashhad Univ. Med. Sci., No. 59 (2), P. 124-131.
15. Sivak E., Smirnov I. (2019). Parents mention sons more often than daughters on social media. PNAS, No. 116 (6), P. 2039-2041 https://doi.org/10.1073/pnas.1804996116
Review
For citations:
. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2019;2(1):13-24. (In Russ.)