Preview

Innovative science: psychology, pedagogy, defectology

Advanced search

Особенности смыслообразования младших школьников в условиях включённого обучения

Abstract

В статье представлен обзор содержания и преемственности дидактических концепций   включённого обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассмотрены особенности дискурсивного подхода отечественных исследователей к определению уровней, вариантов и требований освоения результатов образовательной программы этой категорией детей в процессе обучения в начальной школе.  Проанализирована распространённость речевых расстройств у детей с ОВЗ, теоретические исследования  и практические  результаты, указывающие на особые образовательные потребности детей с патологией речи, противоречия интегративного подхода в образовании и возможности  их  через применение  смысловой педагогики. Ставится  проблема проектирования   дидактической   модели обучения детей младшего школьного возраста  с речевыми нарушениями,  эффективно  использующей смыслоинициирующие технологии для способной обеспечить условия для формирования навыков самопознания, позитивного образа «Я», полноценного социального развития в группе сверстников  и адекватного восприятия себя в окружающем мире.   Авторами высказывается предположение, что дети с расстройствами речи, имеющие потенциальные предпосылки интеллектуального развития, способны преодолевать коммуникативные, познавательные и личностные барьеры в обучении при создании дидактических условий запуска механизма смысловых инициаций обучающихся благополучнее детей с другими проявления ограниченных возможностей здоровья. Предпринята попытка создания смыслодидактической модели обучения младших школьников с речевыми расстройствами в условиях включённого обучения, способной повысить эффективность   образовательного процесса и повысить   адаптационные возможности   детей с речевыми расстройствами в социуме.

About the Authors

Елена Мацюк
Донской государственный технический университет
Russian Federation


Юрий Комаров
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №22»
Russian Federation


References

1. Abakumova I.V. (2003). Obuchenie i smysl: smysloobrazovanie v uchebnom processe [Teaching and meaning: the place of meaning formation in the process of education]. Rostov-on-Don: Rostov State University, 480 p.

2. Abakumova I.V. (2006). Smyslocentrism v pedagogike: novoe ponimanie didakticheskhikh metodov [Meaning-centrism in pedagogics: new understanding of didactic methods]. Rostov-on-Don: Rostov State University, 256 p.

3. Abakumova I.V., Belousova А.К., Zorina Е.S., Maksimovitch Е., Nikolaeva Е.А., Nurmukhamedova I.V., Stoshich L., Fedotova О.D. (2019). Psikhologo-pedagogicheskye osnovy innovatsionnykh metodov obucheniya v vyshey shkole. [Psychological and pedagogical foundations of innovative methods of college teaching]. М.: Ruscience, 228 p.

4. Abakumova I.V., Ermakov P.N., Fomenko V.T. (2013). Novodidaktika. Book 1. Methodology and training technologies: in search of a developing resource. M.: CREDO, 162 p.

5. Abakumova I.V., Ermakov P.N., Kosikova L.V. (2016). Smyslovaya sphera podrostkov: osobennosty razvitiya v usloviyakh vklyuchennogo obucheniya [Meaning sphere in teenagers: specifics of its development in the conditions of inclusive education]. М.: CREDO, 116 p.

6. Abakumova I.V., Godunov M.V., Pen'kov D.V. (2019). Smysloobrzuyushchie strategii: potencial sovremennyh issledovanij [The strategies of meaning formation: the potential of modern research]. М.: CREDO, 44 p.

7. Abakumova I.V., Godunov М.V., Yenin Е.А., Generdukaeva Z.S. (2016). Strategiy smysloobrazovaniya: sovremennye predstavleniya v rabotakh otechestvennykh issledovateley [Meaning-formation strategies: modern understanding in the works of national researchers]. M.: CREDO, 36 p.

8. Abakumova, I. V. (2008) Smyslodidaktika: uchebnoe posobie dlya magistrantov otdelenij pedagogiki i psihologii [Meaning didactics: handbook for masters degree candidates of the psychology and pedagogy departments]. Rostov-on-Don: SFU, 320 p.

9. Asmolov A. G., Bratus B. S., Zeigarnik B. V. and others (1979). On some prospects for the study of semantic formations of personality. Psychology Issues. No. 4, pp. 35-47.

10. Asmolov А.G. (2019). Psikhologiya lichnosty. Kulturno-istoricheskoye ponimanie razvitiya cheloveka. [Personality pscyhology. Understanding individual development through cultural and historical perspective]. М.: Smysl, 448 p.

11. Bayeva Е. I. (2014) Graficheskoe modelirovanie kak smyslotechnika v uchebnom processe [Graphic modeling as a meaning-technique in the process of learning]. North Caucasian psychological bulletin). Vol. 12, No. 4, pp. 21-27.

12. Berns R. (1986). Razvitie ya-konseptsii i vospitanie [The development of the concept of «I» and upbringing]. М.: Progress, 422 p.

13. Chirkina G.V. (2012). Problema obucheniya detej s narusheniyami rechi v kontekste ih osobyh obrazovatel'nyh potrebnostej [The problem of teaching children with speech disorders in the context of their special educational needs]. Uchyonye zapiski. No. 2, pp.155-166.

14. Ermakov P.N., Abakumova I.В., Osipova А.А. (2016). Smyslovye baryery v obucheniy: didakticheskoye soderzhanie y tekhnologiy preodolenya [Meaning barriers in learning: didactic content and managing techniques]. M.: CREDO, 274 p.

15. Gormin, A.S. (2003). Barrier pedagogy - pedagogy of training gifted adolescents. Integration of Education, No. 4, pp. 103-108.

16. Koltunova Е.А. (2013). Psikhologitcheskie osobennosti simvolizatsii u neslishaschikh detei v period yunosti [Psychological features of symbolisation in adolescent children with hearing impairment]. Avtoref.dis.kand.nauk. Rostov-on-Don, 20 p.

17. Korneeva E.N. (2007). Non-standard children. Integrative regulation of the educational interaction of schoolchildren with ZPR, children from migrant families, students with signs of giftedness. Yaroslavl: Development Academy, 144 p.

18. Kuzenko S.S. (2008) Deformacii smyslovoj sfery podrostkov s kommunikativno-lichnostnymi narusheniyami. [Deformation of the meaning sphere in teenagers with communicative and personality disorders] Avtoref.dis.kand.nauk. Rostov-on-Don, 24 р.

19. Lopatina L.V., Nedolenko S.V., Yakovlev S.B. (2015). Sovremennie tendencii obrazovania detei s tyazhelimi narusheniami rechi [Modern eduactional tendencies for children with severe speech disorders]. Logopedia. No. 2, pp. 53-57.

20. Malofeyev N.N., Nikolskaya О.S., Kukushkina О.I. (2010). Trebovaniya k resultatam osvoyeniya osnovnoy obrazovatelnoy programmy nachalnogo shkolnogo obrazovanya detmy s OVZ [Standards of completion of basic educational program of elementary school for children with special health needs]. Almanakh Instituta Korrektsionnoy Pedagogiki (Remedial pedagogy) RАО. No.14, pp. 9-12.

21. Osmolovskaya I. М., Krasnova L. А. (2017). Problema mezhdisciplinarnosty v issledovaniyakh processa obucheniya [Interdisciplinary problem in studying educational process]. Education and Science. Vol.19, No.7, pp. 9-25.

22. Symanovsky A.E., Ershova N.G. (2015). Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya u doshkolnikov s obschim nedorazvitiem rechi [The development of creative imagination in preschool children with general underdevelopment of speech]. Yaroslavsky pedagodichesky vestnik. Korrektsionnaya pedagogika (Remedial pedagogy). No. 4, pp. 135-142.


Review

For citations:


 ,   . Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2019;2(1):25-38. (In Russ.)

Views: 73


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Innovative science: psychology, pedagogy, defectology

ISSN 2658-7165 (Online)

Contact with: Publisher / Editorial Office of the Journal

Publisher: Don State Technical University - DSTU, Rostov-on-Don, Russia - https://donstu.ru/en/

Editor-in-Chief: Irina V. Abakumova, Dr.Sci. (Psychology), Professor, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia) 

Don State Technical University
1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russia
tel.: +7(863) 238-13-56, e-mail: inovppd@gmail.com

16+