Смыслообразующие стратегии: обзор отечественных исследований
Abstract
В статье представлен обзор отечественных исследований, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы в контексте стратегий образования смыслов. Научную новизну представляет обзорный анализ отечественных исследований смыслообразующих стратегий, на основании которого выявлен их инициирующий, содержательный и динамический компонент. Именно личностные смыслы выступают интегральными регуляторами деятельности переживающего субъекта, его отношений во внутреннем и внешнем мире, освоения получаемого опыта и осознания прошлых состояний. При этом в смысловой сфере индивида происходит генезисе личностных смыслов, их иерархическая перестройка в совокупности с трансформацией ценностей и борьбой мотивов, составляющей основу волевой регуляции деятельности. Особенное значение это приобретает в кризисные периоды развития личности, как в процессе её становления и социализации, так и при восхождении к состоянию акме. В современных версиях деятельностно-смыслового подхода разработка проблематики именно регуляции деятельности посредством личностных смыслов позволяет предлагать механизмы формирования целостной и самодостаточной мировоззренческой системы, адекватной современным вызовам общества. С таких позиций формирование и усложнение образа мира происходит в субъективном семантическом пространстве при восприятии и осознании внешних социальных ценностей посредством их опредмечивания и переживания во внутреннем мире как нормирования ценностно-смысловых рамок деятельности. Такая деятельность имеет смысловую природу и в её процессе возможно не только совпадение смыслов, но и диссонанс смыслового порядка. Это обеспечивает условия для перевода жизнедеятельности индивида с уровня необходимого адаптивного функционирования в условиях жесткой детерминированности внешними условиями на уровень возможной эволюции личности, осуществляемой как внутренняя преадаптивная самодетерминация открытой саморазвивающейся системы человека.
About the Authors
Ирина АбакумоваRussian Federation
Михаил Годунов
Russian Federation
References
1. Abakumova I.V., Zorina E.S. (2017). Implementation of humanitarian and semantic expertise to determine the characteristics of personal development of children and adolescents. Proceedings of the Congress of the Russian psychological society (Kazan, 5-7 October 2017). Kazan: Kazan (Volga region) Federal University, No. 1, P. 378-379.
2. Abakumova I.V., Kagermazova L.C., Musaeva Z.V. (2018). Technologies of the directed and mediated the formation of value orientations of antiterrorist consciousness of University students. Social and cultural problems of development of education in the context of project management: collection of scientific works scientific-practical conference with international participation (Rostov-on-don, 22-23 March 2018) / Ed. I.V. Abakumova, M.Y. Elagina, I.V. M.: Credo, P. 451-458.
3. Agafonov А.Y. (2018). Awareness as a consequence of overcoming cognitive entropy. Collection of scientific works of scientific-practical conference with international participation (Samara, April 19-20, 2018). In 2 volumes. Under the General scientific editorship of E.V. Bakshutova, O.V., Yusupova, E.Y. Dvoynikova. Samara: Samara state technical University, No. 1, P. 9-15.
4. Bratus B.S. (2014). Тhe development of the semantic sphere of the personality. Тhe General theory of meaning, the psychological concept of meaning, Smyslova-tick. Reader. M.: CREDO, P. 135-146.
5. Vygotsky L.S. (2018). Questions of child psychology. M.: Prospect, 224 p.
6. Godunov M.V. (2019). Тhe Ensemble properties of the personality: the trialectic preadaptive development opportunities. Book 2. M.: CREDO, 320 p.
7. Gurevich P.S. (2017). Fundamentals of philosophy: textbook. 4-e izd., erased. M: KNORUS, 478 p.
8. Karpov A.V. (2016). Metasystemic approach to the problem of consciousness. World of psychology, No. 2 (86), P. 15-31.
9. Klochko V.E. (2017). The problem of digital nomads: transdisciplinary approach. Digital nomadism as a global and Siberian trend. Materials of the III international transdisciplinary scientific and practical web-conference "Connect-Universum-2016" (Tomsk, may 24-26, 2016). Tomsk: national research Tomsk state University, P. 144-150.
10. Leontiev A.N. (2012). Evolution, movement, activity. M.: Smysl, 560 p.
11. Leontiev D.A., Ivanova T.Y., Osin E.N., Rasskazova E.I., Kosheleva N.B. (2018). Modern problems of studying personal resources in professional activity. Organizational psychology. Vol. 8. No.1, р. 85-121.
12. Pocheptsov G.G. (2015). The Information war. New policy tool. M.: Algorithm, 256 p.
13. Friedman L.D. (2018). Strategy: war, revolution, business. M: Kuchkovo pole, 768 p.
14. Schedrovitsky G.P. (2018). Organizational Thinking. Ideology, methodology, technology (lectures). M.: Publishing House «Art», 464 p.
15. Elkonin D.B. (2017). The game of mental development. Тhe Almanac of the Institute of correctional pedagogy of RAO. No. 28, P. 32-66.
Review
For citations:
, . Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2019;2(1):57-65. (In Russ.)