Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Смыслообразующие стратегии: обзор отечественных исследований

Аннотация

В статье представлен обзор отечественных исследований, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы в контексте стратегий образования смыслов. Научную новизну представляет обзорный анализ отечественных исследований смыслообразующих стратегий, на основании которого выявлен их инициирующий, содержательный и динамический компонент. Именно личностные смыслы выступают интегральными регуляторами деятельности переживающего субъекта, его отношений во внутреннем и внешнем мире, освоения получаемого опыта и осознания прошлых состояний. При этом в смысловой сфере индивида происходит генезисе личностных смыслов, их иерархическая перестройка в совокупности с трансформацией ценностей и борьбой мотивов, составляющей основу волевой регуляции деятельности. Особенное значение это приобретает в кризисные периоды развития личности, как в процессе её становления и социализации, так и при восхождении к состоянию акме. В современных версиях деятельностно-смыслового подхода разработка проблематики именно регуляции деятельности посредством личностных смыслов позволяет предлагать механизмы формирования целостной и самодостаточной мировоззренческой системы, адекватной современным вызовам общества. С таких позиций формирование и усложнение образа мира происходит в субъективном семантическом пространстве при восприятии и осознании внешних социальных ценностей посредством их опредмечивания и переживания во внутреннем мире как нормирования ценностно-смысловых рамок деятельности. Такая деятельность имеет смысловую природу и в её процессе возможно не только совпадение смыслов, но и диссонанс смыслового порядка. Это обеспечивает условия для перевода жизнедеятельности индивида с уровня необходимого адаптивного функционирования в условиях жесткой детерминированности внешними условиями на уровень возможной эволюции личности, осуществляемой как внутренняя преадаптивная самодетерминация открытой саморазвивающейся системы человека.                    

Об авторах

Ирина В. Абакумова
Донской государственный технический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология»



Михаил В. Годунов
ЧОУ ДПО Школа Сотворчества
Россия

кандидат психологических наук, преподаватель



Список литературы

1. Абакумова И. В., Зорина Е. С. Реализация гуманитарно-смысловой экспертизы для определения характеристик личностного развития детей и подростков / Материалы съезда Российского психологического общества (Казань, 5-7 октября 2017 г.). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. Том 1. С. 378-379.

2. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Масаева З. В. Технологии направленного и опосредованного смыслообразования ценностных ориентаций антитеррористического сознания студентов вуза / Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления: сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием (Ростов-на-Дону, 22-23 марта 2018) / под ред. И.В. Абакумовой, М.Ю. Елагиной. М.: Кредо, 2018. С. 451-458.

3. Агафонов А. Ю. Осознание как следствие преодоления когнитивной энтропии / Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием (Самара, 19-20 апреля 2018 г.). В 2-х томах. Под общей и научной ред. Е. В. Бакшутовой, О. В. Юсуповой, Е. Ю. Двойниковой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. Т. 1. С. 9-15.

4. Братусь Б. С. Уровни развития смысловой сферы личности / Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидак-тика. Хрестоматия / Сост. И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. М.: КРЕДО, 2014. С. 135-146.

5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 224 с.

6. Годунов М. В. Ансамбль свойств личности: триалектическое развитие преадаптивных возможностей. Книга 2. М.: Кредо, 2019. 320 с.

7. Гуревич П. С. Основы философии: учебное пособие. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2017. 478 с.

8. Карпов А. В. Метасистемный подход к проблеме сознания // Мир психологии, 2016. № 2 (86). С. 15-31.

9. Клочко В. Е. Проблема цифровых кочевников: трансдисциплинарный подход / Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд. Материалы III Международной трансдисциплинарной научно-практической web-конференции «Connect-Universum – 2016» (Томск, 24-26 мая 2016 г.). Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. С. 144-150.

10. Леонтьев А. Н. Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл, 2012. 560 с.

11. Леонтьев Д. А., Иванова Т. Ю., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 85-121.

12. Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Алгоритм, 2015. 256 с.

13.

14. Фридман Л. Д. Стратегия: война, революция, бизнес. М.: Кучково поле, 2018. 768 с.

15. Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология (курс лекций). М.: «Студии Артемия Лебедева», 2018. 464 с.

16. Эльконин Д. Б. Игра в психическое развитие // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2017. № 28. С. 32-66.


Рецензия

Для цитирования:


Абакумова И.В., Годунов М.В. Смыслообразующие стратегии: обзор отечественных исследований. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2019;2(1):57-65.

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+