Цифровая педагогика: проблемы и готовность обучения в цифровой среде
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-81-93
Аннотация
Введение. В статье обозначены тенденции развития цифровой педагогики и условий обучения в новой образовательной среде. Актуальность исследования обусловлена изменениями технологий и средств обучения, включения в сферу образования возможностей цифровых технологий и информационной среды, способствующих повышению эффективности и результативности образовательной деятельности и требующих определенной цифровой грамотности ее участников. Новизна исследования заключается в выявлении проблем цифровой педагогики и оценке готовности студентов и преподавателей к использованию цифровых инструментов в образовании.
Цель. Комплексное рассмотрение возможностей, проблем и рисков обучения в цифровой среде.
Материалы и методы. При анализе состояния цифровизации в системах российского и зарубежного образования и существующих требований к цифровым компетенциям участников образовательного процесса были применены теоретические методы. В практической части методом анкетирования по широкому спектру выявлялся уровень готовности преподавателей и студентов к цифровому переходу и способности использования возможностей цифровой образовательной среды.
Результаты исследования. Проведен анализ различных стратегий и практик, моделей и педагогических инноваций в области развития дидактики. Выявлены сильные и слабые стороны, положительные и проблемные моменты, организационные и дидактические трудности обучения в цифровой среде. Систематизированы теоретико-методологические основания дидактики в условиях цифровой трансформации образования. Проанализированы результаты опроса студентов и преподавателей, сделаны выводы об их готовности к цифровому сдвигу в образовании.
Обсуждение результатов. Выделены основные факторы, обусловливающие обеспечение условий эффективного обучения в цифровой среде. Отмечено, что новое научное направление – цифровая педагогика – должно дать ответы на многие вопросы цифрового перехода. Сохраняя лучшее традиционной методологии, ее возможности необходимо обогатить новым содержанием, современными инструментами и приемами обучения с использованием цифровых технологий и информационно-коммуникационных средств.
Об авторе
Н. Ф. ЕфремоваРоссия
Надежда Федоровна Ефремова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогические измерения»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Абакумова, И. В., Финько, М. В., и Князева, Ю. С. (2021). Трансформация высшего образования в условиях глобализации: новые форматы и альтернативные модели. Alma Mater, 9, 7–17. https://doi.org/10.20339/AM.09-21.007
2. Аймалетдинов, Т. А., Баймуратова, Л. Р., Зайцева, О. А., Имаева, Г. Р., и Спиридонова, Л. В. (2019). Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Издательство НАФИ.
3. Бурганова, Л. А., и Юрьева, О. В. (2021). Готовность вузовских преподавателей к работе в цифровой образовательной среде: компетентностный подход. Вестник экономики, права и социологии, 2, 67–72.
4. Далгатов, М. М., Магомедханова, У. Ш., Кимпаева, Э. А., и Гунашева, М. А. (2022). Психолого-педагогические проблемы дистанционного обучения в представлениях учителей и родителей. Российский психологический журнал, 19(2), 75–88. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.6
5. Зеер, Э. Ф., Ломовцева, Н. В., и Третьякова, В. С. (2020). Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования. Педагогическое образование в России, 3, 26–39. https://doi.org/10.26170/po20-03-03
6. Исаева, Т. Е. (2021). Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире. Высшее образование в России, 30(6), 80–96. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96
7. Микиденко, Н. Л., и Сторожева, С. П. (2021). Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения. Профессиональное образование в современном мире, 11(1). 23–34. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-12
8. Пучкова, Е. Б., Темнова, Л. В., Сорокоумова, Е. А., и Чердымова, Е. И. (2020). Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19. Перспективы науки и образования, 6(48), 89–102. https://doi.org/10.32744/pse.2020.6.8
9. Роберт, И. В. (2020а). Дидактика периода цифровой трансформации образования. Мир психологии, 3(103), 184–198. https://doi.org/10.51944/2073-8528_2020_3_184
10. Роберт, И. В. (2020б). Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования. Информатизация образования и науки, 3(47), 3–16.
11. Смирнова, Н. В. (2023). Мотивация студентов-психологов: роль контента масс медиа-психологов в ее формировании. Северо-Кавказский психологический вестник, 21(1), 39–48. https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.1.4
12. Amhag, L., Hellström, L., & Stigmar, M. (2019). Teacher educators' use of digital tools and needs for digital competence in higher education. Journal of Digital Learning n Teacher Education, 35(4), 1–18. https://doi.org/10.1080/21532974.2019.1646169
13. Barrios, T. (2021). Teaching competencies for the 21st century. Academia letters, 3183. https://doi.org/10.20935/AL3183
14. Becker, S., Pasquini, L., & Zentner, A. (2017). 2017 Digital literacy impact study: An NMC horizon project strategic brief. The New Media Consortium.
15. Belousova, A., Yamanova, N., & Sinchenko, T. (2021). The relationship between the features of figurative and logical thinking and learning difficulties. E3S Web of Conferences, 258, 07068. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807068
16. Cabero-Almenara, J., Romero-Tena, R., & Palacios Rodríguez, A. (2020). Evaluation of teacher digital competence frameworks through expert judgement: The use of the expert competence coefficient. Journal of New Approaches in Educational Research, 9(2), 275–293. https://doi.org/10.7821/naer.2020.7.578
17. Carretero, S., Vuorikari, R., & Punie, Y. (2017). The digital competence framework for citizens: With eight proficiency levels and examples of use. Publications Office of the European Union. https://doi.org/10.2760/836968
18. Choudaha, R., & Rest, E. (2018). Megatrends shaping the future of global higher education and international student mobility. Envisioning Pathways to 2030. Study portals.
19. Christ, W. G., & Potter, W. (1998). Media literacy, media education and the academy. Journal of Communication, 48(1), 5–15. https://doi.org/10.1111/J.1460-2466.1998.TB02733.X
20. Efremova, N., Shapovalova, O., & Huseynova, A. (2020). Innovative technologies for the formation and competencies and skills assessment XXI century. E3S Web of Conferences, 210, 18021. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018021
21. Efremova, N., & Huseynova, A. (2021). The impact of digital technology on learning motivation and learning modes. E3S Web of Conferences, 273, 12083. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312083
22. Falloon, G. (2020). From digital literacy to digital competence: The teacher digital competency (TDC) framework. Educational Technology Research and Development, 68(1), 2449–2472. https://doi.org/10.1007/s11423-020-09767-4
23. Harrison, C. (2017). Defining and seeking to identify critical Internet literacy: A discourse analysis of fifth-graders' Internet search and evaluation activity. Literacy, 52(7). http://dx.doi.org/10.1111/lit.12136
24. Janssen, J., Stoyanov, S., Ferrari, A., Punie, Y., Pannekeet, K., & Sloep, P. (2013). Experts’ views on digital competence: Commonalities and differences. Computers & Education, 68(1), 473–481.
25. Kingpen, T. (2015). Digital literacy 21st century competencies for our age: The building blocks of digital literacy from enhancement to transformation. Universitas Riau.
26. König, J., Jäger-Biela, D. J., & Glutsch, N. (2020). Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: Teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany. European Journal of Teacher Education, 43(4), 608–622. https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1809650
27. Lankshear, C., & Knobel, M. (2015). Digital literacy and digital literacies: policy, pedagogy and research considerations for education. Nordic Journal of Digital Literacy, 4, 8–20. http://dx.doi.org/10.18261/ISSN1891-943X-2015-Jubileumsnummer-02
28. Law, N., Woo, D., Torre, J., & Wong, G. (2018). A global framework of reference on digital literacy skills for indicator. UNESCO Institute for statistics.
29. Lin, M. H., Chen, H. C., & Liu, K. S. (2017). A study of the effects of digital learning on learning motivation and learning outcome. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 13(7), 3553–3564. http://dx.doi.org/10.12973/eurasia.2017.00744a
30. Meskhi, B., Gerasin, P., & Efremova, N. (2021). Psychological and pedagogical aspects of the development of engineering competencies of students. E3S Web of Conferences, 273, 12008. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312008
31. Mills, K. A., & Unsworth, L. (2017). Multimodal literacy. Technology and education, languages and literacies, 32. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.232
32. Mironenko, E. S. (2019). Digital educational environment: Concept and structure. Social space, 4(21), 1–14. https://doi.org/10.15838/sa.2019.4.21.6
33. Oliveira, M. M. S., Penedo, A. S. T., & Pereira, V. S. (2018). Distance education: Advantages and disadvantages of the point of view of education and society. Dialogia, São Paulo, 2, 139–152. https://doi.org/10.5585/Dialogia.n29.7661
34. Rapanta, Ch., Botturi, L., Goodyear, P., Guàrdia, L., & Koole, M. (2020). Online university teaching during and after the COVID-19 crisis: Refocusing teacher presence and learning activity. Postdigital Science and Education, 2, 923–945. https://doi.org/10.1007/s42438-020-00155-y
35. Redecker, C. (2017). European framework for the digital competence of educators (DigCompEdu). Publications Office. http://dx.doi.org/10.2760/159770
36. Rubio, C., Carlos, J., Gassó, H., & Bård, H. (2019). Digital competence for teachers: Perspectives and foresights for a new school. Comunicar, 61(4), 1–3.
37. Santos, C., Pedro, N., & Mattar, J. (2021). Digital competence of higher education professors: Analysis of academic and institutional factors. OBRA DIGITAL, 21, 69–92. https://doi.org/10.25029/od.2021.311.21
38. Smirnova N.V. (2023). Motivation of psychology students: the role of the accumulation of media psychologists in its fruits. North-Caucasian Psychological Bulletin, 21(1), 39–48. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.1.4
39. Tsai, M.-J. (2002). Do male students often perform better than female students when Learning computers? A study of Taiwanese eighth graders’ computer education through strategic and cooperative learning. Educational Computing Research, 26(1), 67–85. http://dx.doi.org/10.2190/9JW6-VV1P-FAX8-CGE0
40. Wardoyo, C., Firmansyah, R., Nuris, D., & Wicaksono, M. (2020). Contribution of teacher competence (pedagogy and personality) in teaching practice during the covid-19 pandemic and 4.0 era. Social Sciences Journal. Technium Science, 14(1), 66–78.
41. Yavich, R., & Starichenko, B. (2017). Design of education methods in a virtual environment. Journal of Education and Training Studies, 5(9), 176–186. https://doi.org/10.11114/jets.v5i9.2613
42. Zurkowski, P. G. (1974). The information service environment: Relationships and priorities. Washington, DC.
Рецензия
Для цитирования:
Ефремова Н.Ф. Цифровая педагогика: проблемы и готовность обучения в цифровой среде. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(5):81-93. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-81-93
For citation:
Efremova N.F. Digital Pedagogy: Challenges and Readiness for Learning in Digital Environment. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(5):81-93. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-81-93