Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Смысложизненные ориентации и стратегии совладающего поведения у молодых людей с разной ориентацией на будущее

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-88-96

Аннотация

Введение. Актуальной темой психологических исследований на данный момент является выявление возможностей преодоления сложных жизненных ситуаций молодыми людьми, особенно в ситуациях неопределенности. Одним из направлений исследований в этой области является взаимосвязь выбора копинг-стратегий с элементами ценностно-смысловой сферы, это может пролить свет на механизмы смысловой регуляции выбор путей преодоления сложных ситуаций.

Цель исследования. Исследование выбора различных стратегий совладающего поведения в связи со смысложизненными ориентациями в зависимости от типа ориентации на будущее у молодых людей.

Материалы и методы. Для определения смысложизненных ориентаций молодых людей была использована методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. По этой методике также была определена ориентация респондентов на будущее с помощь показателей по шкале «цели в жизни»: присутствие цели в будущем, направленность и временная перспектива, и по шкале «процесс жизни». Для определения выбора копинг-стратегий была применена методика «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса.

Результаты исследования. В качестве испытуемых выступили молодые люди в возрасте от 1923 лет. По выраженности ориентации на будущее выборка была разделена на две группы: с высокой и средней ориентацией на будущее (1 группа, 47,3%), и с низкой и ниже среднего (2 группа, 52,7%). Анализ полученных результатов по методике «Смысложизненные ориентации» показал, что у исследуемых групп молодых людей наблюдаются различия в выраженности всех шкал СЖО. Согласно результатам, наибольшие различия выявлены по шкалам «Цели в жизни» и «Локус контроля жизнь». Статистический анализ различий с помощью U критерия Манна-Уитни в выраженности стратегий копинг-поведения показал, что значимые различия между группами выявлены по показателю «Планирование решения проблемы».

Обсуждение результатов. Полученные результаты об типе ориентации на будущее как предикторе выбора копинг-стратегий согласуются с существующими данными о том, что преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов может помочь человеку эффективнее управлять сложной ситуацией и снижать негативные последствия за счет использования воображения и конструктивного моделирования будущего.

Об авторах

Татьяна Н. Щербакова
Донской государственный технический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Татьяна Ю. Мариненко
Донской государственный технический университет
Россия

аспирант кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1)



Список литературы

1. Абакумова, И. В. Азарко, Е. М., Комерова, Н. Е., и Пахомова, В. Г. (2022). Отношение к временной перспективе и особенности ценностно-смысловой сферы студентов в условиях цифровизации. Мир науки. Педагогика и психология, 10(4).

2. Безуглова, А. А., Васильева, О. С., и Правдина Л. Р. (2017). Особенности социально-психологической адаптации у лиц с разными стратегиями совладающего поведения. Российский психологический журнал, 14(4), 180–204.

3. Бордоносенко, А. С. (2023). Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций у мужчин и женщин с алкогольной зависимостью. Северо-Кавказский психологический вестник, 21(1), 49–57, https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.1.5

4. Вассерман, Л. И., Иовлев, Б. В., Исаева, Е. Р., Трифонова, Е. А., Щелкова, О. Ю., Новожилова, М. Ю., и Вукс, А. Я. (2009). Методика для психологической диагностики способов совладания. НИПНИ им. Бехтерева.

5. Годунов, М. В., и Портнов, Е. А. (2023). Перспективы изучения смыслообразующей стратегии избегания. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(4), 81–88.

6. Гутник, Е. П. (2018). Волевые копинг-ресурсы личности в ситуации неопределенности. Вестник Омского университета. Серия: Психология, 4. 31–34.

7. Драгомир, В. И. (2016). Проблема изучения копинг-стратегий в психологии. Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 октября 2016 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.1. (С. 228–231). Уфа: АЭТЕРНА.

8. Клименко, В. А., Гришина, А. В., и Проненко Е. А. (2023). Роль психологических ресурсов в преодолении сложных жизненных ситуаций у образовательных мигрантов. Российский психологический журнал, 20(4), 6–25. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.16

9. Кузнецова, А. Д. (2018). Современные исследования копинг-стратегий в аспекте психологии труда. Вестник Института мировых цивилизаций, 9(2), 96–99.

10. Левкова, Т. В. (2018). Связь мотивации достижения и копинг-стратегий личности. В Категория "социального" в современной педагогике и психологии: материалы 6-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием (С. 235–240). Зебра.

11. Леонтьев, Д. А. (2000). Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. Смысл.

12. Муртазина, И. Р. (2018). Самосохранительное поведение, качество жизни и предпочитаемые копинг-стратегии мужчин и женщин в период ранней взрослости. Пензенский психологический вестник, 1 (10), 89–110.

13. Омарова, М. К. (2018). Мотивация достижения и копинг-поведение личности. Вестник научных конференций, 7-1 (35), 72–73.

14. Станибула, С. А. (2015). Взаимосвязь копинг-поведения с когнитивной сферой личности. В В. Б. Никишина (ред.) Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: материалы V Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 184–187). КГМУ.

15. Суховей, А. В., Коваленко, С. В., и Носов, Е. Н. (2018). Копинг-ресурсы и копинг-стратегии как единая система воздействия в поведении личности. Проблемы современного педагогического образования, 58-1, 363–368.

16. Хажуев, И. С. (2019). Специфика выработки копинг-механизмов и психологическая безопасность личности на отдаленном этапе чрезвычайной ситуации. Проблемы современного педагогического образования, 62-2, 325–329.

17. Шамшикова, О. А., Герасимова, П. С., и Шварц, А. В. (2015). Взаимосвязь копинг-стратегий и уровня развития социального интеллекта. В Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях (С. 122–133). ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет».

18. Hans, T. (2000). A meta-analysis of the effects of adventure programming on locus of control. Journal of Contemporary Psychotherapy, 30(1), 33–60.

19. Scherbakova, T., Misirov, D. N., Akopyan, M. A., & Ogannisyan, L. The student as a subject of transformative in the period of professional training. E3S Web of Conferences, 175, 15013 https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017515013

20. Wentzel, K. R. (2003). Motivating Students to Behave in Socially Competent Ways. Theory Into Practice, 42(4), 319–326.


Рецензия

Для цитирования:


Щербакова Т.Н., Мариненко Т.Ю. Смысложизненные ориентации и стратегии совладающего поведения у молодых людей с разной ориентацией на будущее. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(1):88-96. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-88-96

For citation:


Shcherbakova T.N., Marinenko T.Y. Meaning-of-life Orientations and Strategies of Coping Behavior in Young People with Different Orientations for the Future. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(1):88-96. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-1-88-96

Просмотров: 617


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+