Особенности профессиональной карьеры женщин: обзор зарубежных исследований
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-59-69
Аннотация
Введение. Развитие карьеры стало одним из важнейших направлений деятельности по управлению человеческими ресурсами в современных организациях. Несмотря на значительные успехи в повышении представленности женщин в различных отраслях, а также увеличение числа женщин, занимающих руководящие должности, на сегодняшний день сегрегация рынка труда сохраняется. Женщины и мужчины неравномерно распределены в таких областях, как наука, техника, инженерное дело и математика, существуют различия в оплате труда, продвижении по карьерной лестнице. Традиционные карьерные модели имеют определенные ограничения в исследованиях и, в связи с этим, требуют пересмотра и актуализации.
Цель. Обобщение зарубежного опыта гендерных исследований в области профессиональной карьеры женщин.
Материалы и методы. Научный обзор представлен систематическим анализом зарубежных гендерных исследований за последние 10–15 лет.
Теоретическое обоснование. Авторами описаны основные методы исследований, изучающих карьерное продвижение женщин, а также рассмотрены причины гендерной сегрегации, такие как карьерный выбор, гендерная дискриминация при устройстве на работу и на рабочем месте, феномен «стеклянного потолка». Факторами, влияющими на выбор карьерных стратегий, являются: конкурентоспособность, самооценка, самоэффективность, влияние культурных представлений о гендерных ролях, самостереотипизация, наличие или отсутствие образцов для подражания, а также социальные издержки карьеры женщин и возможности их признания обществом как профессионалов. Обсуждение и заключение. Возможным путем разрешения проблемы карьерного продвижения женщин может быть снижение давления гендерных стереотипов, включающее равномерное распределение обязанностей по дому и воспитанию детей и, в конечном итоге, способствующее улучшению благополучия и качества жизни в целом.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. БолдыреваРоссия
Елизавета Викторовна Болдырева – бакалавр кафедры «Общая и консультативная психология», факультет «Психология, педагогика и дефектология»
Ростов-на-Дону
М. Ю. Елагина
Россия
Марина Юрьевна Елагина – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология», факультет «Психология, педагогика и дефектология»
Ростов-на-Дону
А. В. Короченцева
Россия
Анна Вячеславовна Короченцева – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология образования и организационная психология»
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Barbulescu, R., Bidwell, M. (2013). Do women choose different jobs from men? Mechanisms of application segregation in the market for managerial workers. Organization Science, 24(3), 737–756. http://doi.org/10.1287/orsc.1120.0757
2. Boulis, A. K., Jacobs, J. A. (2008). The Changing Face of Medicine: Women Doctors and the Evolution of Health Care in America. New York: Cornell University Press.
3. Brundage, M. R. (2016). Women's inherent and learned leadership characteristics: Navigation to success in educational leadership roles (Dr. dissertation). Phoenix: Grand Canyon University.
4. Correll, S. J. (2001). Gender and the career choice process: The role of biased self-assessments. American journal of Sociology, 106(6), 1691–1730. http://doi.org/10.1086/321299
5. England, P., Li, S. (2006). Desegregation stalled: The changing gender composition of college majors, 1971–2002. Gender & Society, 20(5), 657–677.
6. Fernandez, R. M., Campero, S. (2017). Gender sorting and the glass ceiling in high–tech firms. IRL Review, 70(1), 73–104. https://doi.org/10.1177/0019793916668875
7. Fernandez, R. M., Friedrich, C. (2011). Gender sorting at the application interface. Industrial Relations: A Journal of Economy and Society, 50(4), 591–609. http://doi.org/10.1111/j.1468-232X.2011.00654.x
8. Fernandez, R. M., Rubineau, B. (2019). Network recruitment and the glass ceiling: Evidence from two firms. RSF: The Russell Sage Foundation Journal of the Social Sciences, 5(3), 88–102. https://doi.org/10.7758/rsf.2019.5.3.05
9. Flanders, M. L. (1994). Breakthrough: The Career Woman's Guide to Shattering the Glass Ceiling. London: Paul Chapman Publishing.
10. Franz-Odendaal, A. (2012). The importance of being confident; gender, career choice, and willingness to compete. Journal of Economic Behavior & Organization, 83(1), 82–97. http://doi.org/10.1016/j.jebo.2011.06.013
11. Franz-Odendaal, T. A., Blotnicky, K. A., Joy, P. (2020). Math self–efficacy and the likelihood of pursuing a STEM–based career: a gender–based analysis. Canadian Journal of Science, Mathematics and Technology Education, 20, 538–556.
12. Frear, K. A., Paustian–Underdahl, S. C., Heggestad, E. D. et al. (2019). Gender and career success: A typology and analysis of dual paradigms. Journal of organizational behavior, 40(4), 400–416. https://doi.org/10.1002/job.2338
13. Fuentes Cuiñas, A. A. (2015). Mujeres pank – ¿una nueva forma de maternidad? In: VII Congreso Internacional de Investigación y Práctica Profesional en Psicología XXII Jornadas de Investigación XI Encuentro de Investigadores en Psicología del MERCOSUR (pp. 122–125). Buenos Aires: Universidad de Buenos Aires.
14. Gustafsson Sendén, M., Klysing, A., Lindqvist, A. et al. (2019). The (not so) changing man: Dynamic gender stereotypes in Sweden. Frontiers in psychology, 10, 37. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00037
15. Hentschel, T., Heilman, M. E., Peus, C. V. (2019). The multiple dimensions of gender stereotypes: A current look at men’s and women’s characterizations of others and themselves. Frontiers in psychology, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00011
16. Ismail, M., Rasdi, R. M., Wahiza, N. (2005). High‐flyer women academicians: factors contributing to success. Women in Management Review, 20(2), 117–132. http://doi.org/10.1108/09649420510584454
17. Kamas, L., Preston, A. (2012). The importance of being confident; gender, career choice, and willingness to compete. Journal of Economic Behavior & Organization, 83(1), 82–97. http://doi.org/10.1016/j.jebo.2011.06.013
18. Lincoln, A. E. (2010). The shifting supply of men and women to occupations: feminization in veterinary education. Social forces, 88(5), 1969–1998. http://doi.org/10.1353/sof.2010.0043
19. Mitchell, K. M., Martin, J. (2018). Gender bias in student evaluations. Political Science and Politics, 51(3), 648–652. http://doi.org/10.1017/S104909651800001X
20. Murphy, J. C. (2020). Best Practices for Growing the STEM Pipeline for Women: Moving From Collegiate Excellence to Industry Success. In: Developing an Intercultural Responsive Leadership Style for Faculty and Administrators (pp. 182–201). Hershey: IGI Global. http://doi.org/10.4018/978-1-7998-4108-1.ch012
21. Powell, A., Dainty, A., Bagilhole, B. (2012). Gender stereotypes among women engineering and technology students in the UK: lessons from career choice narratives. European Journal of Engineering Education, 37(6), 541–556. http://doi.org/10.1080/03043797.2012.724052
22. Quimby, J. L., De Santis, A. M. (2006). The influence of role models on women's career choices. The Career Development Quarterly, 54(4), 297–306. http://doi.org/10.1002/j.2161-0045.2006.tb00195.x
23. Renström, E. A., Gustafsson Sendén, M., Lindqvist, A. (2021). Gender stereotypes in student evaluations of teaching. Frontiers in Education, 5. https://doi.org/10.3389/feduc.2020.571287
24. Rudman, L. A., Moss-Racusin, C. A., Phelan, J. E. et al. (2012). Status incongruity and backlash effects: Defending the gender hierarchy motivates prejudice against female leaders. Journal of Experimental Social Psychology, 48(1), 165–179. http://doi.org/10.1016/j.jesp.2011.10.008
25. Selva Olid, C. (2013). Modelos de carrera profesional de la mujer directiva. Universitas Psychologica, 12(4), 1237–1254. http://doi.org/10.11144/Javeriana.UPSY12-4.mopc
26. Stephens, N. M., Levine, C. S. (2011). Opting out or denying discrimination? How the framework of free choice in American society influences perceptions of gender inequality. Psychological Science, 22(10), 1231–1236. http://doi.org/10.1177/0956797611417260
27. Thébaud, S. (2010). Gender and entrepreneurship as a career choice: do self-assessments of ability matter? Social Psychology Quarterly, 73(3), 288–304. http://doi.org/10.1177/0190272510377882
28. Tower, L. E., Alkadry, M. G. (2008). The social costs of career success for women. Review of Public Personnel Administration, 28(2), 144–165. http://doi.org/10.1177/0734371X08315343
29. Wood, W., Eagly, A. H. (2012). Biosocial construction of sex differences and similarities in behavior. Advances in experimental social psychology, 46, 55–123. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-394281-4.00002-7
30. Yu, H. P., Jen, E. (2021). The gender role and career self-efficacy of gifted girls in STEM areas. High Ability Studies, 32(1), 71–87. http://doi.org/10.1080/13598139.2019.1705767
Рецензия
Для цитирования:
Болдырева Е.В., Елагина М.Ю., Короченцева А.В. Особенности профессиональной карьеры женщин: обзор зарубежных исследований. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(2):59-69. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-59-69
For citation:
Boldyreva E.V., Elagina M.Yu., Korochentseva A.V. Characteristics of women’s careers: international studies review. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(2):59-69. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-59-69