Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Пренатальные и детские травматические факторы и психосоциальные последствия у лиц с различной репрезентацией собственного рождения

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-28-37

Аннотация

Введение. Сегодня исследования привязанности сфокусированы на пренатальном периоде, поскольку именно на этом этапе формируется отношение к будущему ребенку, которое сохраняется и после рождения. Появление ребенка может стать большим ударом для матери, что сказывается на дальнейшей его жизни. Именно опыт взаимодействия с родительскими фигурами лежит в основе развития внутренней картины окружающего мира и самого себя. Теоретической основой исследования послужили концепции мечтания матери о ребенке, которые проверяются эмпирически.

Цель. Проанализировать связь между репрезентацией собственного рождения, детским неблагоприятным опытом, психологическими и социальными факторами.

Материалы и методы. Респонденты разделены на четыре группы, состоящие из взрослых участников в соответствии с репрезентацией собственного рождения, согласно данным биографической анкеты. В центре исследования стоит группа, имеющая представление, что родители хотели ребенка другого пола. В исследовании применялись следующие методики: международный опросник неблагоприятного детского опыта (НДО/ACE-IQ) в адаптации Е.А. Катан; международный опросник травмы (МОТ/ITQ) в адаптации М.А. Падун с соавторами для выявления симптомов ПТСР, КПТСР и нарушения Я; шкала диссоциации (ШД/DES) в адаптации В.А. Агаркова и Н.В. Тарабриной; методика измерения чувств вины и стыда (TOSCA-3) в адаптации И.К. Макогон и С.Н. Еникополова; методика диагностики суицидальной мотивации (СМ); дифференциал психосоциального развития (ДПР) для оценки степени разрешения кризисов развития.

Результаты исследования. Обнаружено, что взрослые с репрезентацией «ребенок другого пола» имеют более высокий уровень стыда, чувства угрозы, а также инструментальной и поствитальной суицидальных мотиваций в сравнении с другими. Участники этой группы реже остальных состоят в браке и имеют детей.

Обсуждение результатов. Результаты исследования показали, что фактором развития склонности к стыду, чувству угрозы и характерной суицидальной мотивации являются особенности репрезентаций собственного рождения. Сравнение групп с «негативной» репрезентацией показало, что психосоциальные последствия не определяются частотой детского неблагоприятного опыта. Материалы исследования могут быть полезны для психотерапевтической практики со взрослыми, а также для пренатальной психологии и сферы детского развития.

Об авторе

Надежда С. Наумчук
Институт психологии Российской академии наук
Россия

аспирант лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской академии наук (Российская Федерация, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13/1)



Список литературы

1. Айзекс, С. (2001). Природа и функция фантазии. В Развитие в психоанализе. Академ. проект.

2. Бертин, А. (1992). Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях. Жизнь.

3. Бион, У. Р. (2017). Научение через опыт переживания. Когито-Центр.

4. Бронштейн, К. (2017). Обнаружение бессознательной фантазии на сеансе: распознавание формы. В Международный психоаналитический ежегодник. Шестой выпуск (С. 23–46). Новое литературное обозрение.

5. Лебовиси, С. (2007). Фантазийное взаимодействие и трансгенерационная передача. В Уроки французского психоанализа: Десять лет французских клинических коллоквиумов по психоанализу (С. 241–255). Когито-Центр.

6. Брушлинский, А. В., и Сергиенко, Е. А. (1998). Ментальная репрезентация: динамика и структура. ИП РАН.

7. Мещерякова, С. Ю. (2000). Психологическая готовность к материнству. Вопросы психологии, 5, 18-27.

8. Оланье, П. (2017). Рождение тела, происхождение истории. В Международный психоаналитический ежегодник. Шестой выпуск (С. 256–289). Новое литературное обозрение.

9. Рехардт, Э., и Иконен, П. П. (2009). Происхождение стыда и его проявления. Институт практической психологии и психоанализа.

10. Савенышева, С. С., Аникина, В. О., и Блох, М. Е. (2022). Перевод и адаптация методики «Пренатальная привязанность матери к ребенку» (MAAS). Консультативная психология и психотерапия, 30(3), 92–111. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300306

11. Ференци, Ш. (2003). Тело и подсознание, снятие запретов с сексуальности. NOTA BENE

12. Холодная, М. А. (2002). Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-ое изд. Питер.

13. Alhusen, J. L. (2008). A literature update on Maternal-Fetal attachment. Journal of Obstetric, Gynecologic & Neonatal Nursing, 37(3), 315–328. https://doi.org/10.1111/j.1552-6909.2008.00241.x

14. Atashi, V., Kohan, S., Salehi, Z., & Salehi, K. (2018). Maternal-fetal emotional relationship during pregnancy, its related factors and outcomes in Iranian pregnant women: a panel study protocol. Reproductive Health, 15(1). https://doi.org/10.1186/s12978-018-0620-6

15. Aulagnier, P. (2001). The Violence of Interpretation: From Pictogram to Statement. Brunner-Routledge.

16. Bion, W.R. (1962). The Psycho-Analytic Study of Thinking. International Journal of Psycho-Analysis, 43, 306–310.

17. Browne, T. K. (2016). Why parents should not be told the sex of their fetus: Table 1. Journal of Medical Ethics, 43(1), 5–10. https://doi.org/10.1136/medethics-2015-102989

18. Çıldır, D. A., Özbek, A., Topuzoğlu, A., Orcin, E., & Janbakhishov, C. E. (2019). Association of prenatal attachment and early childhood emotional, behavioral, and developmental characteristics: A longitudinal study. Infant Mental Health Journal, 41(4), 517–529. https://doi.org/10.1002/imhj.21822

19. Davoudi, R. (2014). The relationship between prenatal attachment and postnatal infant temperament. Pacifica Graduate Institute.

20. Dayton, C. J., Brown, S., Goletz, J., Hicks, L. M., Barron, C., Sperlich, M., & Smith‐Darden, J. P. (2019). Pathways to Parenting: Predictors of Prenatal bonding in a sample of expectant mothers and fathers exposed to contextual risk. Journal of Child and Family Studies, 28(4), 1134–1144. https://doi.org/10.1007/s10826-019-01343-6

21. Gioia, M. C., Cerasa, A., Muggeo, V. M. R., Tonin, P., Cajiao, J., Aloi, A., Martino, I., Tenuta, F., Costabile, A., & Craig, F. (2023). The relationship between maternal-fetus attachment and perceived parental bonds in pregnant women: Considering a possible mediating role of psychological distress. Frontiers in Psychology, 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1095030

22. Howland, M. A., Sandman, C. A., Davis, E. P., & Glynn, L. M. (2020). Prenatal maternal psychological distress and fetal developmental trajectories: associations with infant temperament. Development and Psychopathology, 32(5), 1685–1695. https://doi.org/10.1017/s095457942000142x

23. Lewin, S. (2020). Schizoid shame: the idealization of absence. Contemporary Psychoanalysis, 56(4), 534–561. https://doi.org/10.1080/00107530.2020.1856677

24. Rollè, L., Giordano, M., Santoniccolo, F., & Trombetta, T. (2020). Prenatal Attachment and Perinatal Depression: A Systematic review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(8), 2644. https://doi.org/10.3390/ijerph17082644

25. Timur-Tashan, S., & Boybay-Koyuncu, S. (2018). Satisfaction with the gender of the baby and related factors. Perspectives in Psychiatric Care, 55(3), 471–477. https://doi.org/10.1111/ppc.12345

26. Wille, R. (2014). The shame of existing: An extreme form of shame. The International Journal of Psychoanalysis, 95(4), 695–717. https://doi.org/10.1111/1745-8315.12208

27. Winnicott, D. W. (1984) Primary maternal preoccupation. In Through Paediatrics to Psychoanalysis: Collected Papers (P. 300–305). Karnac.


Рецензия

Для цитирования:


Наумчук Н.С. Пренатальные и детские травматические факторы и психосоциальные последствия у лиц с различной репрезентацией собственного рождения. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(2):28-37. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-28-37

For citation:


Naumchuk N.S. Prenatal and Childhood Traumatic Factors and Psychosocial Consequences in Individuals with Different Representations of Their Births. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(2):28-37. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-28-37

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+