Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Распознавание эмоций молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-50-63

Аннотация

Введение. Данная статья представляет результаты сравнительного исследования по изучению показателей поиска и распознавания базовых эмоций по фотографиям юношами и девушками с ограниченными возможностями здоровья, среди которых представлены группы с соматическими заболеваниями, болезнями нервной системы, психическими расстройствами и расстройствами поведения, и болезнями уха.

Цель. Выявить особенности распознавания эмоций лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы и методы. Основная выборка состояла из 99 юношей и девушек, с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 26 лет. Средний возраст респондентов – 20,6 лет. В рамках эмпирического исследования использовалась программа для ЭВМ «Программа для оценки уровня распознавания эмоций (тестирование эмоционального интеллекта)» и АПК «Активациометр АЦ-6». В рамках статистической обработки данных для исследования достоверности различий был использованы U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона и Н-критерий Краскела-Уолисса

Результаты исследования. В ходе исследования было выявлено, что существуют различия в специфике прохождения теста на поиск и распознавание базовых эмоций на фотографиях в зависимости от функциональной асимметрии полушарий мозга. Все исследуемые группы с ограниченными возможностями здоровья быстрее и правильнее распознавали эмоцию «радости» на фотографиях, в то время как эмоция «гнева» распознавалась хуже и на это требовалось больше времени. Представители исследуемых групп, имеющие левополушарное смещение показателей функциональной асимметрии полушарий демонстрировали значимо более высокие показатели скорости поиска целевых базовых эмоций и правильности их распознавания. Новизна исследования заключается в использовании нового подхода к форме тестирования по поиску и распознаванию целевых базовых эмоций по фотографиям и оценки активации полушарий мозга у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обсуждение результатов. Респонденты с левополушарным смещением быстрее и точнее идентифицировали целевые эмоции, что может быть связано с высокой активацией и энергозатратами левого полушария и указывать на весомый вклад левого полушария в распознавании и поиске эмоций. Эмоция «радости» распознавалась быстрее и точнее, чем «гнева» у всех испытуемых, что может быть связано с частотой встречаемости эмоций при коммуникации, мимической активностью лица и спецификой проявления эмоций в отношении исследуемым лиц. 

Об авторе

Вадим Ю. Горелов
Новочеркасский технологический техникум-интернат; Южный федеральный университет
Россия

преподаватель, ФКПОУ «Новочеркасский технологический техникум интернат» Минтруда России (Российская Федерация, 346400, г. Новочеркасск, пр. Платовский, 116); соискатель кафедры психофизиологии и клинической психологии, Южный федеральный университет (Российская Федерация, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/4



Список литературы

1. Горелов, В. Ю. (2023). Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных характеристик с функциональной асимметрией мозга у лиц с нарушением слуха. Мир науки. Педагогика и психология, 11(2), 22. https://doi.org/10.15862/22PSMN223

2. Горелов, В. Ю., и Круподёрова, И. А. (2022). Особенности эмоционального интеллекта и личностных особенностей у лиц с болезнями нервной системы. Мир науки. Педагогика и психология, 10(3), 12.

3. Горелов, В. Ю., Арапова, Е. А., Ермаков, П. Н. (2023). Программа для оценки уровня распознавания эмоций (тестирование эмоционального интеллекта) (RU Свидетельство №2023663675).

4. Ермаков, П. Н., и Горелов, В. Ю. (2022). Модель психического у лиц со стойкими нарушениями слуха. Российский психологический журнал, 19(4), 137–147. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.4.9

5. Звягина, Н. В., Старцева, И. В., Гурьева, М. Н., и Мохамад-Сохиб, К. (2016). Эффекты воздействия изображений лиц с разными эмоциями на функциональное состояние организма. Естественные и математические науки в современном мире, 7, 7–13.

6. Коновалов, В. Ф., и Сериков, И. С. (1985). Изучение межполушарных взаимоотношений у детей в процессе мнестической деятельности. Вопросы психологии, 6, 137–145.

7. Коробова, С. Ю., Грязева-Добшинская, В. Г., и Чипеева, Н. А. (2021). Особенности взаимосвязи двусторонней электродермальной активности с показателями спектральной мощности ЭЭГ. Психология. Психофизиология, 14(3), 108–118. https://doi.org/10.14529/jpps210311

8. Костычев, Н. А., Баторова, Е. Ю., Макушкин, А. В., и Перепелов, А. В. (2019). Зависимость кожно-гальванической реакции от эмоционального состояния у юношей и девушек. Тенденции развития науки и образования, 51-6, 34–36. https://doi.org/10.18411/lj-06-2019-130

9. Кудашова, А. А., Аполлонова, И. А., Николаев, А. П., Калюкина, А. Ю., и Кудашов, И. А. (2018). Участие вегетативной нервной системы в организации эмоциональных состояний. Биологические науки. Молодежный научный вестник, 2(27), 7–15.

10. Нестерова, Н. А. (1978). Интеллектуальная активность и электродермальные показатели. Исследования по проблемам социальной и общественной психологии и дифференциальной психофизиологии (С. 110–113). Научно-исследовательский институт общей педагогики АПН СССР.

11. Русалова, М. Н. (1988). Влияние эмоций на активацию левого и правого полушарий головного мозга. Физиология человека, 14(5), 754–761.

12. Русалова, М. Н., и Русалов, В. М. (2020). Функциональная асимметрия мозга и эмоции. Руководство по функциональной асимметрии (С. 521–551). Научный мир.

13. Симонов, П. В. (1996). Адаптивные функции эмоций. Физиология человека, 22(2), 5–9.

14. Abbott, J. D., Cumming, G., Fidler, F., & Lindell, A. K. (2013). The perception of positive and negative facial expressions in unilateral brain-damaged patients: A meta-analysis. Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition, 18(4), 437–459. https://doi.org/10.1080/1357650X.2012.703206

15. Bourne, V. J. (2010). How are emotions lateralised in the brain? Contrasting existing hypotheses using the chimeric faces test. Cognition and Emotion, 24(5), 903–911. https://doi.org/10.1080/02699930903007714

16. Cheng, Y., Lee, S. Y., Chen, H. Y., Wang, P. Y., & Decety, J. (2012). Voice and emotion processing in the human neonatal brain. Journal of cognitive neuroscience, 24(6), 1411–1419. https://doi.org/10.1162/jocn_a_00214

17. Critchley, H. D., & Nagai, Y. (2016). Comment: What does left–right autonomic asymmetry signify? Emotion Review, 8(1), 76–77. https://doi.org/10.1177/1754073914565520

18. Goshvarpour, A., Abbasi, A., Goshvarpour, A., & Daneshvar, S. (2017). Discrimination between different emotional states based on the chaotic behavior of galvanic skin responses. Signal, Image and Video Processing, 11, 1347–1355. https://doi.org/10.1007/S11760-017-1092-9

19. Irish, M., Kumfor, F., Hodges, J. R., & Piguet, O. (2013). A tale of two hemispheres: contrasting socioemotional dysfunction in right-versus left-lateralised semantic dementia. Dementia & neuropsychologia, 7, 88–95. https://doi.org/10.1590/S1980-57642013DN70100014

20. Kumar, D., & Srinivasan, N. (2011). Emotion perception is mediated by spatial frequency content. Emotion, 11(5), 1144. https://doi.org/10.1037/a0025453

21. Lacroix, J. M., & Comper, P. (1979). Lateralization in the electrodermal system as a function of cognitive/hemispheric manipulations. Psychophysiology, 16(2), 116–129. https://doi.org/10.1111/j.1469-8986.1979.tb01454.x

22. Najt, P., Bayer, U., & Hausmann, M. (2013). Models of hemispheric specialization in facial emotion perception – a reevaluation. Emotion, 13(1), 159. https://doi.org/10.1037/a0029723

23. Önal-Hartmann, C., Pauli, P., Ocklenburg, S., & Güntürkün, O. (2012). The motor side of emotions: investigating the relationship between hemispheres, motor reactions and emotional stimuli. Psychological research, 76, 311–316. https://doi.org/10.1007/s00426-011-0337-4

24. Picard, R. W., Fedor, S., & Ayzenberg, Y. (2016). Multiple arousal theory and daily-life electrodermal activity asymmetry. Emotion review, 8(1), 62–75. https://doi.org/10.1177/1754073914565517

25. Sedda, A., Rivolta, D., Scarpa, P., Burt, M., Frigerio, E., Zanardi, G., Piazzini, A., Turner, K., Canevini, M. P., Francione, S., Lo Russo, G., & Bottini, G. (2013). Ambiguous emotion recognition in temporal lobe epilepsy: the role of expression intensity. Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, 13, 452–463. https://doi.org/10.3758/s13415- 013-0153-y

26. Shobe, E. R. (2014). Independent and collaborative contributions of the cerebral hemispheres to emotional processing. Frontiers in human neuroscience, 8, 230. https://doi.org/10.3389/fnhum.2014.00230

27. Smith, S. D., & Bulman-Fleming, M. B. (2005). An examination of the right-hemisphere hypothesis of the lateralization of emotion. Brain and cognition, 57(2), 210–213. https://doi.org/10.1016/j.bandc.2004.08.046

28. Varni, J. G. (1975). Learned asymmetry of localized electrodermal responses. Psychophysiology, 12(1), 41–45. https://doi.org/10.1111/j.1469-8986.1975.tb03057.x

29. Wang, C. A., Baird, T., Huang, J., Coutinho, J. D., Brien, D. C., & Munoz, D. P. (2018). Arousal effects on pupil size, heart rate, and skin conductance in an emotional face task. Frontiers in neurology, 9, 1029. https://doi.org/10.3389/fneur.2018.01029

30. Yuvaraj, R., Murugappan, M., Norlinah, M. I., Sundaraj, K., & Khairiyah, M. (2013). Review of emotion recognition in stroke patients. Dementia and geriatric cognitive disorders, 36(3-4), 179–196. https://doi.org/10.1159/000353440

31. Zhang, J., Zhou, R., & Oei, T. P. (2011). The effects of valence and arousal on hemispheric asymmetry of emotion. Journal of Psychophysiology, 25(2), 95–103. https://doi.org/10.1027/0269-8803/a000045


Рецензия

Для цитирования:


Горелов В.Ю. Распознавание эмоций молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(2):50-63. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-50-63

For citation:


Gorelov V.Y. Recognition of Emotions by Young People with Disabilities. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(2):50-63. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-50-63

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+