Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Гармонизация семейных коммуникаций матери и ребенка младшего дошкольного возраста в коррекционных онлайн занятиях по развитию речи

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-64-74

Аннотация

Введение. Гармонизация семейной коммуникации между матерью и ребенком младшего дошкольного возраста является важным звеном в эффективной коррекции речевого развития детей. Часто, ввиду удаленности проживания (село, зарубежье), родители обращаются к частным логопедическим центрам онлайн. Исследования по вопросу эффективности дистанционной работы частных центров с семьями в психологическом и логопедическом направлении не получило распространения, так как такие услуги, как правило, не предполагают предоставление комплексных программ, включающих психологическое просвещение и детско-родительские тренинги. Данное упущение делает значимым разработку и апробацию дистанционной комплексной программы психологической поддержки матерей и психоречевой коррекции детей младшего дошкольного возраста при проведении логопедических онлайн занятий в частном психолого-логопедическом центре.

Цель. Разработать и реализовать онлайн программу речевого развития детей младшего дошкольного возраста с учетом коррекции детско-родительских взаимоотношений и определить ее эффективность.

Материалы и методы. Для оценки родительских эмоциональных отношений использовался «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин). Для выявления выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка был применен «Опросник детско-родительского взаимодействия» (методика ОДРЭВ) Е. И. Захаровой. Оценка состояния речевого развития ребенка до и после реализации программы проводилась с применением логопедической диагностики. Полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу с помощью Т-критерия Стьюдента и Т-критерия Вилкоксона.

Результаты исследования. Как показало исследование, психологическая поддержка и коррекционная работа в дистанционном формате эффективна при скоординированной работе психолога и логопеда. Внедрение техник, направленных на и расширение эмоционально-смыслового пространства с ребенком и развитие принятия себя как родителя и способности воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, значительно повышают эффективность психоречевой коррекционной работы с ребенком.

Обсуждение результатов. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в разработке и реализации комплексных программ дистанционной психокоррекционной работы психологами и логопедами.

Об авторе

Яна И. Омельяненко
АНО ВО «Московский международный университет»
Россия

выпускница кафедры «Общегуманитарных наук и массовых коммуникаций» по направлению «Психология», Московский международный университет (Российская Федерация, 125040, г. Москва, Ленинградский пр., 17)



Список литературы

1. Андреева, С. В. (2021). Дистанционная логопедическая работа с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями. Специальное образование, 2 (62), 6–19. https://www.doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_01

2. Бабаева, Т. И. (2012). Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод. пособие. Издательство «Детство-пресс».

3. Бородина, В. А., и Васильева, К. С. (2018). Особенности коррекционно-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 7, 9–22. https://doi.org/10.25588/CSPU.2019.14..7..001

4. Бочкарева, Е. Ю., и Вертей, Ю. А. (2019). Взаимодействие учителя - логопеда с педагогом психологом в ДОО в комплексной работе с детьми ОВЗ. Инновационная наука, 3, 127–129.

5. Глузман, Ю. В., Городилова, С. А., Шешукова Н. Н., Андрусёва, И. В., и Гутерман, Л. А. (2020). Логопедическая помощь детям группы риска в раннем возрасте. Перспективы науки и образования, 4(46), 383–397. https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.27

6. Карпушкина, Н. В., Золотова, И. С., и Шустова, Э. Л. (2020). Психолого-педагогические условия развития восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 9 (2(31)), 111–114. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0024

7. Ларина, И. П. (2020). Психолого-педагогическое просвещение родителей по профилактике нарушений в развитии детей раннего возраста. Проблемы современного педагогического образования, 67-3, 81–85.

8. Мастюкова, Е. М. (2001). Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Пособие для практических работников образования. Академия.

9. Самойлюк, Л. А., Логунова, К. Г., и Соломенникова, А. А. (2022). Включённость родителей в процесс логопедической работы как одно из условий её эффективности (на примере реабилитационного центра). Педагогический ИМИДЖ, 16(2(55)), 229–242. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-229-242

10. Смолярчук, И. В. (2018). Психолого-педагогическое сопровождение семьи как условие социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. Гуманитарные науки, 2 (42), 152–156.

11. Ткачёва, В. В. (2021). Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. Национальный книжный центр.

12. Токарская, Л. В., Лаврова, М. А., Бакушкина, Н. И., Галасюк, И. Н., Коряков, Я. И., Пасечник, О. Н., Пермякова, М. Е., Хлыстова, Е. В., Чегодаев, Д. А., и Шинина, Т. В. (2019). Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста. Издательство УМЦ УПИ.

13. Усова, Н. В., и Омельяненко, Я. И. (2024). Семейные коммуникации как ресурс в коррекции речевого развития дошкольников. Вестник Московского международного университета, 1, 314–318.

14. Allen, J., & Marshall, C. (2011) Parent-Child Interaction Therapy (PCIT) in school-aged children with specific language impairment. International Journal of Language and Communication Disorders, 46, 397–410.

15. Birch, S., Bow, S., Lang, J., & Dunsmuir, S. (2023). Interprofessional collaboration between educational psychologists and speech and language therapists in the UK: Facilitators and barriers. European Journal of Special Needs Education, 38(6), 735–750. https://doi.org/10.1080/08856257.2023.2172890

16. Millard, S. K., & Nicholas, K. (2008). Is parent-child interaction therapy effective in reducing stuttering? Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 51(3), 636–650. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2008/046)

17. Narasimman, A., Vagha, S., & Kashyap, A. K. (2023). Guiding mothers about early detection and addressing speech delay and disorders among children in a rural setup. Cureus, 15(11), e48822. https://doi.org/10.7759/cureus.48822

18. Sell, D., O'Rourke, C., & Sweeney, T. (2023). Parent experiences of undertaking therapy for cleft palate speech disorders following in-depth training. Perspectives of the ASHA Special Interest Groups, 8(5), 969–985. https://doi.org/10.1044/2023_PERSP-22-00253


Рецензия

Для цитирования:


Омельяненко Я.И. Гармонизация семейных коммуникаций матери и ребенка младшего дошкольного возраста в коррекционных онлайн занятиях по развитию речи. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(2):64-74. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-64-74

For citation:


Omelianenko Ya.I. Harmonisation of Family Communications Between Mother and Child of Younger Preschool Age in Corrective Online Classes on Speech Development. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(2):64-74. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-64-74

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+