Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Дисграфия в речи старшеклассников: опыт анализа и систематизации ошибок

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-75-83

Аннотация

Введение. На сегодняшний день наблюдается рост числа обучающихся старших классов с различными проблемами речевого развития, при этом практически отсутствуют методические работы в данном направлении, адресованные педагогам среднего и старшего школьного звеньев. В связи с этим, автор поднимает проблему организации работы с такими детьми в средней общеобразовательной школе.

Цель. Систематизация ошибок в текстах сочинений старшеклассников средней общеобразовательной школы на предмет наличия в них признаков дисграфии.

Материалы и методы. В качестве материала исследования были использованы тексты письменных работ учащихся 10–11 классов, посещающих вузовские курсы подготовки к ЕГЭ (всего 61 сочинение). При анализе текстов и выявлении ошибок применялась система общенаучных методов (обобщение, сопоставление, сравнение, анализ, синтез), метод статистического подсчета (при подсчете количества ошибок, связанных с различными видами дисграфии) и метод лингвистического эксперимента.

Результаты исследования. При анализе текстов сочинений в 22 из них обнаружены ошибки, свидетельствующие о недостаточном речевом развитии подростков. Ошибки допускали шесть обучающихся из группы. В процессе анализа были выявлены три типа дисграфии: акустическая, аграмматическая и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Всего обнаружено 64 ошибки.

Обсуждение результатов. При обсуждении результатов описаны позиции педагогов и ученых, связанных с коррекцией и профилактикой дисграфии в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку работ, объектом которых стали старшеклассники обычных общеобразовательных школ, в современной педагогической науке крайне мало. Автор констатирует сложность проведения работы по устранению подобного рода ошибок в рамках современного школьного образования, но возлагает надежды на отдельных учителей, способных такую работу осуществить с учетом наличия уже разработанных рекомендаций.

Об авторе

Ольга П. Фесенко
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры «Русский и иностранные языки», Омский государственный университет путей сообщения (Российская Федерация, 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35)



Список литературы

1. Абрамова, Н. А., и Дедюкина, М. И. (2020). Развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проблемы современного педагогического образования, 67-4, 4–7.

2. Бигеева, О. А. (2014). Особенности грамматического строя речи детей с ОНР. В Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции и новации: сб. научно-методических трудов (С. 7–11). РИО АГПУ.

3. Веренич, С. В. (2020). Микроаномальное развитие детей с общим недоразвитием речи. Forcipe, 3(2), 27–30.

4. Грибова, О. Е. (2012). О методах исследования и методах обследования речи. Непрерывное педагогическое образование, 1, 99.

5. Елецкая, О. В. (2018). Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у учащихся основной школы. В Нарушение письма и чтения у детей: изучение и коррекция (С. 348–369). Логомаг.

6. Елецкая, О. В., и Китикова, А. В. (2018). Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников. Редкая птица.

7. Елецкая, О. В., и Литвинцева, А. В. (2021). Состояние учебной деятельности у школьников Нахимовского военно-морского училища с нарушение формирования орфографической компетенции. В Особый ребенок: Обучение, воспитание, развитие (С. 362–369). Изд-во Ярославского государственного педагогического университета.

8. Каракозян, Ю. М. (2021). Коррекция письменной речи у младших школьников с дисграфией. Энигма, 34-2, 9–15.

9. Лалаева, Р. И., и Бенедиктова, Л. В. (2004). Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Феникс, Союз.

10. Нейман, В. В. (2019). Оценка умений дошкольников с патологией речи использовать лексику с количественным значением. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 7. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2019-12029

11. Никитина, И. А., и Фисенко, А. А. (2022). Обзор современных методов коррекции дисграфии в отечественных исследованиях. Вопросы педагогики, 1-2, 247–250.

12. Парамонова, Л. Г. (2006). Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. Детство-Пресс.

13. Прищепова, И. В. (2011). Особенности лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 142, 144–153.

14. Тарасенко, Е. В., и Макарова, Н. В. (2020). Словообразовательные ошибки у детей с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2(145), 49–54.

15. Туманова, Т. В. (2005). Экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста). Логопедия, 1, 34–39.

16. Цейтлин, С. Н. (1982). Речевые ошибки и их предупреждение. На материале ошибок школьника. Просвещение.

17. Четверикова, Т. Ю. (2017). О психологической готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в условиях инклюзии. The Newman in Foreign Policy, 37(81), 18–20.

18. Щукина, Д. А. (2019). Коррекция диспракчисекой дисграфии: формирование и коррекция навыков каллиграфии на логопедических занятиях. Редкая птица.

19. Jou, Y.-T., & Mariñas, K. A. A. (2023). Developing inclusive lateral layouts for students with dyslexia – Chinese reading materials as an example. Research in Developmental Disabilities, 132, 2–12.

20. Kambouri, M., Simon, H., & Brooks, G. (2023). Using speech-to-text technology to empower young writers with special educational needs. Research in Developmental Disabilities, 135, 67–79.

21. Yao, P.-Y., Iao, L.-S., & Wu, C.-C. (2023). Language development trajectories in young children with developmental disabilities in Taiwan. Research in Developmental Disabilities, 136, 26–31


Рецензия

Для цитирования:


Фесенко О.П. Дисграфия в речи старшеклассников: опыт анализа и систематизации ошибок. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(2):75-83. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-75-83

For citation:


Fesenko O.P. Dysgraphia in the Speech of High School Students: Experience of Analysis and Systematisation of Errors. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(2):75-83. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-2-75-83

Просмотров: 203


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+