Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Особенности мышления детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-79-88

Аннотация

Введение. В статье подвергаются анализу особенности мышления младших школьников, у которых наблюдаются трудности в обучении, препятствующие или нарушающие процесс усвоения учебного материала, способные привести к школьной неуспеваемости. Во многих исследованиях мышление рассматривается как ключевой компонент познавательного развития личности школьника, но в то же время практически не исследован вопрос о связи механизмов и процессов мышления младших школьников и возникновения трудностей в обучении.

Цель. Изучении особенностей мышления младших школьников с трудностями в обучении.

Материалы и методы. Выборку исследования составили 71 младших школьника в возрасте от 7 до 12 лет. В исследовании были использованы методики: «Установление последовательности событий» (А. Н. Бернштейн) и «Исключение предметов (Четвертый лишний)» (Н. Л. Белопольская). Достоверность полученных данных обеспечивалась применением критерия Краскела-Уоллиса. Обработка проводилась с использованием пакета программ SPSS 22.

Результаты. Анализ полученных данных выявил, что существуют значимые различия в уровне развития процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у школьников в зависимости от класса обучения. Выявлена тенденция к значимости различий в зависимости от возраста испытуемых.

Обсуждение и заключение. Особенности мышления младших школьников, испытывающих трудности в обучении, могут быть компенсированы по мере возрастного развития и с переходом из класса в класс. Подобная компенсация может быть достигнута развитием функций планирования, регуляции и контроля деятельности, развитием образно-логического и понятийного мышления, мыслительных процессов, которые формируются в ходе учебной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике для реализации психолого-педагогического сопровождения и организации специальных условий для обучения детей в общеобразовательной школе.

Об авторах

А. К. Белоусова
Донской государственный технический университет
Россия

Алла Константиновна Белоусова – доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология образования и организационная психология»

Ростов-на-Дону



П. А. Гордеева
Новосибирский военный ордена Жукова институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ
Россия

Полина Александровна Гордеева – профессор

Новосибирск



Н. И. Яманова
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Россия

Намджил Ильинична Яманова – председатель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии 

Элиста



Список литературы

1. Абакумова, И. В., Белоусова, А. К., Зорина, Е. С. и др. (2019). Психолого-педагогические основы инновационных методов обучения в высшей школе (монография). Москва: КноРус.

2. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. (1997). Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. Москва: Ось-89.

3. Ахутина, Т. В., Пылаева, Т. В. (2008). Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Санкт-Петербург: Питер.

4. Безруких, М. М. (2009). Трудности обучения в начальной школе. Москва: ЭКСМО.

5. Белопольская, Н. Л. (2009). Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Москва.

6. Белоусова, А. К. (2003). Самоорганизация совместной мыслительной деятельности (докторская диссертация). Ростов-на-Дону: Российский государственный педагогический университет.

7. Белоусова, А. К. (2012). Диалогические методы обучения как основа формирования инновационного потенциала. Психология обучения, 9, 5–11.

8. Габуева, Е. М., Камнева, О. А., Семеняк, О. В. и др. (2021). Причины нейропсихологических трудностей в обучении современных детей. Международный научно-исследовательский журнал, 8–2(110), 157–163.

9. Гордеева, Т. О. (2020). Когнитивные и образовательные эффекты системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: возможности и ограничения. Культурно-историческая психология, 16(4), 14–25.

10. Давыдов, В. В. (2000). Виды обобщения в обучении. Москва: Педагогическое общество России.

11. Игнатенко, М. В. (2019). Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников. Проблемы современного педагогического образования, 63–2, 199–202.

12. Лебединский, В. В. (2003). Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов психологического факультета высших учебных заведений. Москва: Академия.

13. Локалова, Н. П. (2009). Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер.

14. Микадзе, Ю. В. (2001). Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва: Педагогическое общество России.

15. Рубинштейн, С. Я. (1970). Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). Москва: Медицина.

16. Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. (2011). Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Санкт-Петербург: Речь.

17. Сиротюк, А. Л. (2003). Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Москва: Сфера.

18. Ясюкова, Л. А. (1997). Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Методическое руководство. Санкт-Петербург: Иматон.

19. Dweck, C. S. (2017). The journey to children's mindsets-and beyond. Child Development Perspectives, 11(2), 139–144. http://dx.doi.org/10.1111/cdep.12225

20. Haimovitz, K., Dweck, C. S. (2017). The Origins of Children's Growth and Fixed Mindsets: New Research and a New Proposal. Child Development, 88(6), 1849–1859. https://doi.org/10.1111/cdev.12955

21. Warren, F., Mason-Apps, E., Hoskins, S. et al. (2019). The relationship between implicit theories of intelligence, attainment and socio-demographic factors in a UK sample of primary school children. British Education Research Journal, 45(4), 736–754. https://doi.org/10.1002/berj.3523


Рецензия

Для цитирования:


Белоусова А.К., Гордеева П.А., Яманова Н.И. Особенности мышления детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(2):79-88. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-79-88

For citation:


Belousova A.K., Gordeeva P.A., Yamanova N.I. Peculiarities of thinking of primary school children with learning disability. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(2):79-88. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-79-88

Просмотров: 435


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+