Дидактические принципы как механизм формирования правовой культуры в учебном процессе
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-89-97
Аннотация
Введение. В исследовании затрагиваются вопросы применения дидактических принципов в процессе правового воспитания молодого поколения. Снижение правосознания и гражданственности среди молодежи, а также обилие традиционных теоретических методик, неспособных структурировать правовую культуру в сознании обучающихся, являются актуальными проблемами правовой среды. В связи с этим необходима переоценка содержания правового воспитания в учебном процессе и расширение базовых дидактических принципов, с учетом применения современных технологий и интерактивных методик.
Цель. Актуализация научного интереса к проблемам правового воспитания в учебном процессе и выявление основных дидактических принципов, структурирующих правовую культуру в сознании обучающихся в наиболее гибком и модернизированном виде.
Материалы и методы. В исследовании был применен обзорный анализ на основе системного структурирования научно–теоретических концепций, а также методы синтеза и организации (для создания общей теоретической системы), наблюдения, классификации, моделирования и прогнозирования.
Теоретическое обоснование. В силу своего междисциплинарного характера, дидактические принципы подразумевают определенные ориентиры в учебном процессе, однако, в зависимости от научного контекста они могут иметь разные виды и содержание. В системе права реализация комплекса дидактических принципов структурирует правовое образование и воспитывает гражданственность молодого поколения.
Обсуждение результатов. Исследование различных дидактических концепций, включающих в себя элементы интерактивности, современные технологии, игровые методы и инновационные принципы, подтверждает проблему разрозненности педагогических методик. Использование комплекса дидактических принципов в процессе формирования правовой культуры подразумевает значительное обновление учебной деятельности посредством интеграции образовательной, методической и научно–исследовательской системы с практическими инновационными методами. В свою очередь, совершенствование и углубление педагогической деятельности обуславливает развитие уровня правовой осознанности, увеличение масштабов распространения правовых и гражданских ценностей, а также общественно–политических идеалов и норм.
Ключевые слова
Об авторах
И. В. АбакумоваРоссия
Ирина Владимировна Абакумова – доктор психологических наук, профессор РАО, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология», заведующая кафедрой «Общая и консультативная психология»
Ростов-на-Дону
О. А. Матвеева
Россия
Олеся Александровна Матвеева – преподаватель кафедры «Процессуальное право»
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Агамиров, К. В. (2017). Прогнозирование правового поведения. Москва: Библио–Глобус. https://doi.org/10.18334/9785990927827
2. Адаева, О. В., Козуров, А. С. (2016). Методы правовоспитательного процесса. В: Право: история, теория, практика. Материалы IV Международной научной конференции (С. 4–6). Санкт-Петербург: Свое издательство.
3. Атагимова, Э. И. (2015). Правовое просвещение и предупреждение молодежной преступности. Мониторинг правоприменения, 4(17), 16–22.
4. Горбатых, Е. В. (2016). Принципы обучения по Л. В. Занкову. Приоритетные научные направления: от теории к практике, 27–1, 47–51.
5. Джураева, С. Н. (2019). Дидактические принципы в образовании. Academy, 6(45), 95–96.
6. Жадан, В. Н. (2018). Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин. Балтийский гуманитарный журнал, 7(3(24)), 200–209.
7. Магомадова, И. М. (2022). Особенности, основные положения и виды дидактических принципов в юридическом образовании. Современное педагогическое образование, 3, 55–61.
8. Московкина, М. А. (2018). Интерактивные технологии обучения праву. Вопросы науки и образования, 6(18), 87–89.
9. Baeihaqi, B., Komalasari, K. (2022). Law-related education framework in civic education learning in the new normal perspective. In: Proceedings of the Annual Civic Education Conference (ACEC 2021) (pp. 542–547). Dordrecht: Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/assehr.k.220108.097
10. Ergashev, I., Gulchehra, Sh. (2022). Raising legal awareness and legal culture in youth should be our priority goal! Web of Scientist: International Scientific Research Journal, 3(10). https://doi.org/10.17605/OSF.IO/3QBK4
11. Isoyama, K. (2018). Law-related education in Japan – Developments and Challenges. International Journal of Public Legal Education, 3(1), 96. https://doi.org/10.19164/ijple.v3i1.836
12. Kadirova, Kh. B. (2022). Raising the legal awareness and legal culture of citizens in society. Science and innovation, 4, 415–419. https://doi.org/10.5281/zenodo.6950984
13. Kozhukhova, M., Zhiyenbayev, M. (2018). Conceptualizing legal culture and legal awareness: meaning and structural components. SHS Web of Conferences, 55, 02009. https://doi.org/10.1051/shsconf/20185502009
14. Rybak, S., Krygina, I. (2019). Actualization of the idea of legal nurturing in the context of a modern transitive society development. SHS Web of Conferences, 70, 11010. https://doi.org/10.1051/shsconf/20197011010
15. Siregar, H., Kemala, V. (2023). Citizenship education as legal education in schools. EDUCTUM: Journal Research, 2(1), 30–34. https://doi.org/10.56495/ejr.v2i1.319
Рецензия
Для цитирования:
Абакумова И.В., Матвеева О.А. Дидактические принципы как механизм формирования правовой культуры в учебном процессе. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(2):89-97. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-89-97
For citation:
Abakumova I.V., Matveeva O.A. Didactic principles as formation mechanism of the legal culture in educational process. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(2):89-97. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-89-97