Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Влияние использования дудлинга в образовательной среде на степень усвоения учебного материала

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-67-76

Аннотация

   Введение. Статья посвящена изучению дудлинга как процесса бессознательного рисования учащимися во время активной мыслительной деятельности, в данном случае – в экспериментальных условиях. Актуальность исследования обусловлена выраженным общественным запросом на разработку и внедрение новых методов и технологий в современный образовательный процесс. Новизна исследования состоит в сравнительно невысокой степени изученности данного феномена на сегодняшний день и противоречивости имеющихся практических данных о его эффективности. Таким образом, представленная работа поможет дополнить пока ещё неустойчивое научное представление о таком распространённом явлении, как «рисование на полях».

   Цель. Cравнение степени усвоения учебного материала у студентов при использовании дудлинга и без него при запоминании текста.

   Материалы и методы. В качестве испытуемых было выбрано 48 студентов психологического факультета ЮФУ в возрасте от 17 до 22 лет, из них 43 женщины и 5 мужчин. Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы, каждой из которых был прочитан исторический текст. Далее, спустя 30–40 минут по
окончании эксперимента каждая группа заполнила авторский опросник из 10 открытых вопросов по прослушанному материалу. Результаты каждого испытуемого оценивались по степени полноты ответов и суммировались по каждой группе, чтобы затем найти среднее значение для каждой и сравнить.

   Результаты исследования. Экспериментальная группа, использовавшая дудлинг-техники, показала результаты по усвоению и воспроизведению учебного материала заметно хуже контрольной.

   Обсуждение результатов. Полученные результаты частично отражаются и в работах других авторов, которые не смогли воспроизвести данные, показывающие преимущества дудлинга в запоминании информации. Можно предположить, что на результаты эксперимента повлиял сравнительно небольшой размер стимульного материала и утреннее время проведения: испытуемые не успели утомиться, поэтому у них не возникло естественной потребности в дополнительных способах удержания внимания. Возможно, по этой причине естественный эксперимент мог бы показать лучшие результаты по использованию дудлинга, чем лабораторный. Также не исключено, что этот метод полезен только для людей с определёнными характеристиками. Необходимы дальнейшие экспериментальные исследования с другими условиями воспроизведения дудлинга в разных образовательных средах, испытуемыми и стимульным материалом для уточнения феномена.

Об авторах

П. Р. Пушкарёва
Южный федеральный университет
Россия

Полина Романовна Пушкарёва, студент

344006; ул. Большая Садовая, 105/42; Ростов-на-Дону



Е. А. Степанюк
Южный федеральный университет
Россия

Екатерина Александровна Степанюк, студент

344006; ул. Большая Садовая, 105/42; Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Браун, С. (2014). Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе. Попури.

2. Козлова, М. Д., и Тамулевич, С. В. (2020). Изобразительные и выразительные возможности современной прикладной графики в стилях «doodling» и «zentangle». Новые идеи нового века, 3, 192–198.

3. Макаренко, А. А. (2023). Снижение стресса и утомляемости у школьников через использование медитативных техник рисования «Зендудлинг», «дудлинг», «Зентагл». Трибуна ученого, 9, 96–100.

4. Тигелаар, М. (2020). Как читать, запоминать и никогда не забывать. Мани, Иванов и Фербер.

5. Andrade, J. (2010). What does doodling do. Applied Cognitive Psychology, 24(1), 100–106. doi: 10.1002/acp.1561

6. Boggs, J. B., Cohen, J. L., & Marchand, G. C. (2017). The effects of doodling on recall ability. Psychological Thought, 10(1), 206–216. doi: 10.5964/psyct.v10i1.217

7. Casario, K. (2019). Investigating the effects of doodling on learning perfomance: the daydream reduction hypothesis. The Psychologist, 1–18.

8. Dunlosky, J., Rawson, K., Marsh, E., Nathan, M. & Willingham, D. (2013). Improving students’ learning with effective learning techniques: promising directions from cognitive and educational psychology. Psychological Science in the Public Interest, 14(1), 4–58. doi: 10.1177/1529100612453266

9. Gathercole, S. E., & Alloway, T. P. (2004). Working memory and classroom learning. The Psychologist, 15, 4–9.

10. Gathercole, S. E., & Alloway, T. P. (2008). Working Memory and Learning: A Teacher’s Guide. Sage.

11. Gathercole, S. E., Alloway, T. P., Kirkwood, H. J., Elliott, J. G., Holmes, J. & Hilton, K. A. (2008). Attentional and executive function behaviors of children with poor working memory. Learning and Individual Differences, 18(2), 214–223.

12. Gathercole, S. E., Lamont, E. & Alloway, T. (2006). Working memory in the classroom. In S. J. Pickering (ed.) Working Memory and Education (pp. 219–240). Elsevier.

13. Holmes, J., Gathercole, S. E., Place, M., Dunning, D. L., Hilton, K. A. & Elliott, J. G. (2010). Working memory deficits can be overcome: impacts of training and medication on working memory in children with ADHD. Applied Cognitive Psychology, 24(6), 827–836.

14. Pozuelos Estrada, F. J., Garcia-Prieto, F. J. & Conde-Velez, S. (2020). Learning styles in university students: Types of strategies, materials, supports, evaluation and performance. Case study. European Journal of Contemporary Education, 9(2), 394–416. doi: 10.13187/EJCED.2020.2.394

15. Smallwood, J., & Schooler, J. W. (2006). The restless mind. Psychological Bulletin, 132(6), 946–958.

16. Smallwood, J., Fishman, D. J. & Schooler, J. W. (2007). Counting the cost of an absent mind: mind wandering as an underrecognized influence on educational performance. Psychonomic Bulletin & Review, 14(2), 230–236.

17. Sultana, N., Zamir, S. & Muhammad, S. (2021). Effect of visual learning style on academic achievement at secondary level. Journal of Development and Social Sciences, 2(3), 24–33. doi: 10.47205/jdss.2021(2-III)04

18. Sundararaman, D. (2020). Doodle away: exploring the effects of doodling on recall ability of high school students. International Journal of Psychological Studies, 12(2), 31–44. doi: 10.5539/ijps.v12n2p31

19. Teasdale, J. D., Proctor, L., Lloyd, C. A., & Baddeley, A. D. (1993). Working memory and stimulus-independent thought: Effects of memory load and presentation rate. The European Journal of Cognitive Psychology, 5(4), 417–433. doi: 10.1080/09541449308520128

20. Yoder, J., & Hochevar, K. (2005). Encouraging active learning can improve students’ performance on examinations. Teaching of Psychology, 32(2), 91–95. doi: 10.1207/s15328023top3202_2


Рецензия

Для цитирования:


Пушкарёва П.Р., Степанюк Е.А. Влияние использования дудлинга в образовательной среде на степень усвоения учебного материала. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(3):67-76. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-67-76

For citation:


Pushkaryova P.R., Stepanyuk E.A. The Impact of Using Doodling in The Educational Environment On the Degree of Learning of Educational Material. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(3):67-76. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-67-76

Просмотров: 198


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+