Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Коррекция нарушений грамматического строя у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием детской художественной литературы

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-89-100

Аннотация

   Введение. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем специального образования является разработка эффективных подходов к коррекции нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ведущей деятельностью данного возрастного периода является игра. Она позволяет сформировать все важные психические новообразования. Это обусловливает необходимость применения игровых методов в процессе коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста.

   Цель. Подбор комплекса коррекционных методик, в том числе с применением чтения детской художественной литературы, для коррекции нарушений грамматического строя у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

   Материалы и методы. Для оценки сформированности грамматических навыков у старших дошкольников использовалась адаптированная «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» Р. И. Лалаевой и «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н. В. Нищевой.

   Результаты исследования. Экспериментальное исследование проводилось с привлечением 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки) дошкольного возраста с логопедическим заключением «стертая дизартрия» в возрасте от 5,5 до 6 лет, посещающих детский сад № 52 г. Таганрога. Результаты исследования показали, что использование разработанных методов и приемов логопедической работы позволило развить у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи концентрацию внимания, усидчивость на занятиях и скорректировать выявленные нарушения грамматического строя речи, которые проявлялись в начале работы.

   Обсуждение результатов. Было выявлено, что использование большого количества наглядных средств обучения, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи позволили приблизить уровень развития речевых навыков детей к возрастному нормативу: они выстраивали свои ответы последовательно и логично, а также научились оперировать самостоятельной речью.

Об авторе

А. А. Нигматуллина
Южный федеральный университет
Россия

Алина Авельевна Нигматуллина, магистрант первого курса

Академия психологии и педагогики; кафедра коррекционной педагогики

344006; ул. Большая Садовая, 105/42; Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Авдулова, Т. П. (2019). Психология игры: Учебник. Юрайт.

2. Алексеева, М. М., и Яшина, В. И. (2000). Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Издательский центр «Академия».

3. Арушанова, А. Г. (1999). Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. Мозаика-Синтез.

4. Бородич, А. М. (1981). Методика развития речи детей дошкольного возраста. Просвещение.

5. Волкова, Л. С. (Ред.). (2008). Логопедия : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. ВЛАДОС.

6. Воробьева, Е. В., Ермаков, П. Н., Абакумова, И. В., Бодруг, В. В., Талалаева, Л. Б., Земская, Н. Е., Фокина, Т. С., Гуменюк, Н. В., Емельянова, М. В., и Дудко, Л. В. (2016). Особенности детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста с дизартрией. Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки, 3, 105–111.

7. Воробьева, Е. В., и Кайдановская, И. А. (2017). Психофизиология детей и подростков. Учебное пособие. Изд-во ЮФУ.

8. Выготский, Л. С. (1999). Педагогическая психология. Педагогика-Пресс.

9. Гвоздев, А. Н. (2007). Вопросы изучения детской речи. Детство-Пресс.

10. Глухов, В. П. (2012). Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Секачев В. Ю.

11. Глухов, В. П. (2011). Развитие воображения и речи детей с системным речевым недоразвитием в процессе коррекционно-развивающего. Спутник.

12. Гриншпун, Б. М. (1967). Притяжательные прилагательные с суффиксами -ИН, -ОВ в современном русском языке. Школьный логопед, 2(29), 36–54.

13. Ермаков, П. Н., Воробьева, Е. В., Кайдановская, И. А., и Стрельникова, Е. О. (2016). Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста. Экспериментальная психология, 9(3), 72–80.

14. Захарова, А. В. (2016). К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Эксмо.

15. Кайдановская, И. А., Бодруг, В. В., и Воробьева, Е. В. (2017). Преодоление речевой тревожности у детей с дизартрией: психокоррекция с применением сенсорной комнаты. В О. М., Краснорядцевой (ред.) Комплексные исследования человека: психология : материалы VII сибирского психологического форума (C. 85–89). ТГУ.

16. Лалаева, Р. И., и Серебрякова, Н. В. (1999). Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СОЮЗ.

17. Лалаева, Р. И. (2004). Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. Наука-Питер.

18. Лопатина, Л. В. (2014). Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учебное пособие. Союз.

19. Макарова, Н. В., и Тарасенко, Е. В. (2017). Грамматические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием. Современные проблемы науки и образования, 5, 248–255.

20. Макарова, Н. В., и Нигматуллина, А. А. (2023). Трудности формирования грамматического строя у детей с нарушениями речи. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Серия: Гуманитарные науки, 1, 373–383.

21. Нечаева, О. А. (1974). Функционально-смысловые типы речи. Педагогика.

22. Подласый, И. П. (2004). Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов : учебное пособие для вузов. ВЛАДОС.

23. Ушакова, О. С. (2001). Развитие речи дошкольников. Издательство Института Психотерапии.

24. Федорова, Т. В. (2020). Чтение детской литературы как средство формирования грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста. Глобус: психология и педагогика, 1(36), 29–33.

25. Филичева, Т. Б., и Туманова, Т. В. (2000). Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. ГНОМ и Д.

26. Филичева, Т. Б. (1991). Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи : учебник. Академия.

27. Цейтлин, С. Н. (2000). Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ВЛАДОС.

28. Чуковский, К. И. (1990). От двух до пяти. Педагогика.

29. Чутко, Л. С., Сурушкина, С. Ю., Яковенко, Е. А., Анисимова, Т. И, и Чередниченко, Д. В. (2021). Поведенческие нарушения у детей с расстройствами речевого развития. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 121(5), 57–61. doi: 10.17116/jnevro202112105157

30. Эльконин, Д. Б. (1989). Избранные психологические труды. Педагогика.

31. Auza, B. A., Harmon, M. T., & Murata, C. (2018). Retelling stories: grammatical and lexical measures for identifying monolingual Spanish speaking children with specific language impairment (SLI). Journal of Communication Disorders, 71, 52–60. doi: 10.1016/j.jcomdis.2017.12.001

32. Chowsomchat, J., Boonrusmee, S., & Thongseiratch, T. (2023). Swipe, tap, read? Unveiling the effects of Touchscreen devices on Emergent Literacy Development in preschoolers. BMC Pediatrics, 23, 625. doi: 10.1186/s12887-023-04450-y

33. Duinmeijer, I., de Jong, J., & Scheper, A. (2012). Narrative abilities, memory and attention in children with a specific language impairment. International Journal of Language & Communication Disorders, 47(5), 542–555. doi: 10.1111/j.1460-6984.2012.00164.x

34. Finestack, L. H., Ancel, E., Lee, H., Kuchler, K., & Kornelis, M. (2024). Five additional evidence-based principles to facilitate grammar development for children with developmental language disorder. American Journal of Speech-Language Pathology, 33(2), 552–563. doi: 10.1044/2023_AJSLP-23-00049

35. Finestack, L., Engman, J., Huang, T., Bangert, K. J., & Bader, K. (2020). Evaluation of a combined explicit-implicit approach to teach grammatical forms to children with grammatical weaknesses. American Journal of Speech-Language Pathology, 29(1), 63–79. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-0056

36. Håkansson, G., Williams, E. W., Karlsen, J., & Torkildsen, J. V. K. (2022). What characterizes the productive morphosyntax of norwegian children with developmental language disorder? Journal of Child Language, 1–24. doi: 10.1017/S0305000922000484

37. Holm, A., van Reyk, O., Crosbie, S., De Bono, S., Morgan, A., & Dodd, B. (2023). Preschool children’s consistency of word production. Clinical Linguistics & Phonetics, 37(3), 223–241. doi: 10.1080/02699206.2022.2041099

38. Jourdren, M., Bucaille, A., & Ropars, J. (2023). The impact of screen exposure on attention abilities in young children : a systematic review. Pediatric Neurology, 142, 76–88. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2023.01.005

39. Nitin, R., Gustavson, D. E., Aaron, A. S., Boorom, O. A., Bush, C. T., Wiens, N., Vaughan, C., Persici, V., Blain, S. D., Soman, U., Hambrick, D. Z., Camarata, S. M., McAuley, J. D., & Gordon, R. L. (2023). Exploring individual differences in musical rhythm and grammar skills in school-aged children with typically developing language. Scientific Reports, 13, 2201. doi: /10.1038/s41598-022-21902-0

40. Orrego, P. M., McGregor, K. K., & Reyes, S. M. (2023). A first-person account of developmental language disorder. American Journal of Speech-Language Pathology, 32(4), 1383–1396. doi: 10.1044/2023_AJSLP-22-00247

41. Roepke, E., & Brosseau-Lapré, F. (2023). Speech Error Variability and Phonological Awareness in Preschoolers. American Journal of Speech-Language Pathology, 31(1), 246–263.

42. Roepke, E., & Brosseau-Lapré, F. (2023). Morphosyntactic profiles among preschoolers with and without speech sound disorders. Clinical Linguistics & Phonetics, 1–19. doi: 10.1080/02699206.2023.2286883

43. Rodgers, L., Botting, N., Cartwright, M., Harding, S., & Herman, R. (2023). Shared characteristics of intervention techniques for oral vocabulary and speech comprehensibility in preschool children with co-occurring features of developmental language disorder and a phonological speech sound disorder : protocol for a systematic review with narrative synthesis. BMJ Open, 13, e071262. doi: 10.1136/bmjopen-2022-071262

44. Shunhua, L., & Tianlong, Q. (2023). A tale of age and abilities: analyzing narrative macrostructure development in Chinese preschoolers through the lens of story grammar. Journal of Psycholinguistic Research, 52, 2453–2472. doi: 10.1007/s10936-023-10007-y

45. Tarvainen, S., Stolt, S., & Launonen, K. (2020). Oral language comprehension interventions in 1-8-year-old children with language disorders or difficulties : A systematic scoping review. Autism & Developmental Language Impairments, 5. doi: 10.1177/2396941520946999

46. Vandewalle, E., Boets, B., Boons, T., Ghesquière, P., & Zink, I. (2012). Oral language and narrative skills in children with specific language impairment with and without literacy delay: a three-year longitudinal study. Research in Developmental Disabilities, 33(6), 1857–1870. doi: 10.1016/j.ridd.2012.05.004


Рецензия

Для цитирования:


Нигматуллина А.А. Коррекция нарушений грамматического строя у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием детской художественной литературы. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(3):89-100. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-89-100

For citation:


Nigmatullina A.A. Correction of Grammatical Structure Disorders in Older Preschoolers with Severe Speech Disorders Using Children’s Fiction. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(3):89-100. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-89-100

Просмотров: 145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+