Социально-психологические аспекты адаптации иностранных студентов в условиях образовательной миграции
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-21-28
EDN: CKCJDL
Аннотация
Введение. В современном обществе вопросы социальной адаптации студентов в вузах становятся все более актуальными и значимыми. Вхождение в среду высшего учебного заведения представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий от студентов адаптации к новым условиям. Именно поэтому изучение социально-психологических аспектов адаптации иностранных студентов в российских вузах является важным направлением для научного поля. В рамках нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты социальной адаптации иностранных студентов, проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, а также отношение студентов к учебе и выбранной специальности.
Цель. Проанализировать социально-психологические аспекты адаптации иностранных студентов в условиях образовательной миграции.
Материалы и методы. В данном исследовании был применен опросный метод: анкетирование и интервью. В ходе применения заявленных методов можно выявить личностные особенности образовательных мигрантов, ознакомиться со спецификой восприятия сложных жизненных ситуаций молодыми людьми, склонными к переживанию, и получить сведения об общей удовлетворенности и неудовлетворенности образовательных мигрантов учебной деятельностью и самооценок ее результативности в ходе социальной адаптации.
Результаты исследования. В исследовании приняли участие 136 иностранных студентов в возрасте 18–25 лет. В ходе исследования путем опросного метода были получены данные о распространенности различных барьеров в процессе адаптации. Они показывают, что наибольшую значимость и сложность для иностранных студентов составили в первую очередь проблемы, связанные с языковой коммуникацией – незнанием русского языка. Соответственно, это повлекло за собой образование проблем с учебой и переживания, связанные с реализованностью и благополучием. Недостаточная подготовка студентов к новым условиям учебного процесса может привести к стрессу, дезориентации и низкой мотивации.
Обсуждение результатов. В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социально-психологические аспекты играют важную роль в адаптации образовательных мигрантов к новым условиям и культуре, что требует специального внимания и поддержки со стороны образовательных и социальных институтов.
Об авторах
А. Ю. СветоносоваРоссия
Александра Юрьевна Светоносова, ассистент кафедры образования и педагогических наук
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
И. В. Абакумова
Россия
Ирина Владимировна Абакумова, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, декан факультета психологии, педагогики и дефектологии
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Битянова, М. Р. (1997). Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Образовательный центр «Педагогический поиск».
2. Ван, Ю. (2020). Взаимосвязь социально-психологической адаптации и эмоционального интеллекта у иностранных студентов. Журнал Мир науки: педагогика и психология, 1.
3. Вишневская, М. Н. (2020). Особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе. Журнал Мир науки: педагогика и психология, 2.
4. Гвишиани, Д. М., и Лапина, Н. И. (1988). Краткий словарь по социологии. Политиздат.
5. Голубкина, Т. М., и Ефимова, С. А. (2018). Российский вуз глазами иностранных студентов. Запад – Восток, 11, 223–239.
6. Гордашников, В. А., и Осин, А. Я. (2009). Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. Академия Естествознания.
7. Дикая, Л. Г. и Журавлев, А. Л. (2007). Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. Институт психологии РАН.
8. Замотин, М. П. (2016). Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов. Дискурс, 5, 77–79. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2016-0-5-77-86
9. Клименко В. А., Гришина А. В., Проненко Е. А. (2023). Роль психологических ресурсов в преодолении сложных жизненных ситуаций у образовательных мигрантов. Российский психологический журнал, 20(4), 6–25. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.1
10. Лисицын, П. П., и Степанов, А. М. (2022). Новые законы миграции Э. Равенштайна. Социологические исследования, 8, 15–26. https://doi.org/10.31857/S013216250020187-8
11. Мардахаев, Л. В. (2014). Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. Издательство Российского социального университета.
12. Рюмшина, Л. И. (2023). Социокультурная адаптация студентов к образованию за рубежом: подход российских и зарубежных психологов. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 12(8А), 111–118. https://doi.org/10.34670/AR.2023.17.26.012
13. Самофалова, Е. И. (2019). Методология анализа образовательной миграции в социальной философии в отечественной мысли. Журнал Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 50, 75–87.
14. Berry, J. W. (1992). Acculturation and Adaptation in a New Society. Journal International Migration, 30, 69–85. http://dx.doi.org/10.1111/j.1468-2435.1992.tb00776.x
15. Lee, E. S. (1966). Theory of Migration. Journal Demography, 3(1), 47–57.
16. Ravenstein, E. G. (1876). The Birthplace of the People and the Laws of Migration. The Geographical Magazine, 3, 173–177.
Рецензия
Для цитирования:
Светоносова А.Ю., Абакумова И.В. Социально-психологические аспекты адаптации иностранных студентов в условиях образовательной миграции. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(4):21-28. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-21-28. EDN: CKCJDL
For citation:
Svetonosova A.Y., Abakumova I.V. Sociopsychological aspects of adaptation of Foreign Students in the conditions of Educational Migration. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(4):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-21-28. EDN: CKCJDL