Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-84-91

EDN: UUKIPN

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению психологических особенностей современных подростков с разной выраженностью склонности к интернет-аддиктивному поведению. В ходе исследования был обобщен теоретический и эмпирический материал, касающийся проблемы отклоняющегося поведения. Также были выявлены индивидуально-психологические особенности подростков и влияние различной степени выраженности интернет-аддикции на смысложизненные ориентации молодых людей. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые сформулирован и апробирован пакет психологических диагностических методик, направленных на изучение смыложизненных ориентаций подростков с интернет-аддикцией.

Цель. Изучить психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции.

Материалы и методы. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: опросник «Поведение в Интернете» А. Е. Жичкиной, методика «Опросник исследования уровня агрессивности Басса-Дарки», «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д. А. Леонтьева, методика «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.  Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Данные обрабатывались при помощи компьютерной программы «SPSS» 17.0 for Windows».

Результаты исследования. В качестве респондентов выступили 120 подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях города Ростова-на-Дону. В результате проведенного исследования было выявлено, что показатели агрессии наименее выражены у подростков, склонных к интернет-аддикции. У респондентов без склонности к аддиктивному поведению тревожность и фрустрация выявлены в наименьшей степени.

Обсуждение результатов. У группы интернет-зависимых подростков практически все основные аспекты личности имеют низкие показатели, в чем отражается отрицательное влияние Интернета на формирование индивидуально-психологических особенностей лиц подросткового и юношеского возраста. Нашла подтверждение гипотеза о том, что склонность к интернет-аддикции подростков может быть связана с особенностями смысложизненных ориентаций. 

Об авторах

А. О. Гостева
Донской государственный технический университет
Россия

Анастасия Олеговна Гостева, ассистент кафедры психофизиологии и клинической психологии

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Е. В. Веденеева
Челябинский государственный университет
Россия

Екатерина Владимировна Веденеева, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

454000, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129



Д. С. Осетрова
Донской государственный технический университет
Россия

Дарья Сергеевна Осетрова, магистрант

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Болдырева, Д., и Ербосынов, Д. (2023). Интернет-аддикция как фактор риска формирования конфликтов в подростковой субкультуре. Наука и реальность, 1 (13), 57–61.

2. Мансурова, Г. Р. (2023). Подросток и Интернет: как Интернет влияет на поведение подрастающего поколения. Экономика и социум, 1 (104), 310–313.

3. Петроченко, И. А., и Щелин, И. В. (2023). Эффективность тренинга развития эмоционального интеллекта как одного из способов профилактики Интернет-зависимости среди подростков. Проблемы современного педагогического образования, 78–2, 356–359.

4. Позднякова, К. А., и Юркина, Э. А. (2021). Анализ проблем внедрения и широкого распространения цифровой образовательной среды в образовательных организациях Российской Федерации. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 4 (93), 242–244.

5. Понизовский, П. А., Скурат Е. П., Трусова А. В., Шмуклер А. Б., и Кибитов А. О. (2021) Индивидуально-психологические характеристики мужчин и женщин с интернет-зависимостью. Социальная и клиническая психиатрия, 31(2), 33–43.

6. Пономарева, Е. Ю. (2023). Информационная готовность студентов-психологов к обучению в цифровой образовательной среде как условие формирования профессионального потенциала педагога-психолога. Проблемы современного педагогического образования, 78–2, 359–362.

7. Рычкова, М. В., и Земских, О. В. (2017). Причины Интернет-аддикции в младшем подростковом возрасте. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 6–2, 38–41.

8. Топильская, О. А. (2021). Оценка уровня Интернет-аддикции у студенческой молодежи: диагностический инструментарий. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», 20(1(47)), 52–60.

9. Тушнова, Ю. А., и Басенкова, О. А. (2022). Концептуализация понятия «Интернет-зависимость». Международный научный журнал «Вестник науки», 4(5(50)), 235–242.

10. Чижиков, А. В. (2023). Возникновение интернет-зависимости: уход от реальности при стрессе. National Science, 3 (7), 43–49.

11. Шершнёва, Т. В. (2022). Особенности психической деятельности личности в информационно-коммуникационном пространстве. Вестник Прикамского социального института, 1 (91), 163–168.

12. Agnihotri, S., & Datti, R. S. (2023). Association between cognitive distortions and problematic internet use among students during the COVID-19 pandemic. Children and Youth Services Review, 155, 107214. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2023.107214

13. Hannan, M. A., Ker, P. J., Mansor, M., Lipu, М. S., Al-Shetwi, A. Q., Alghamdi, S. M., Begum, R. A., & Tiong, S. K. (2023). Recent advancement of energy internet for emerging energy management technologies: Key features, potential applications, methods and open issues. Energy Reports, 10, 3970–3992. https://doi.org/10.1016/j.egyr.2023.10.051

14. Hao, Z., Jin, L., & Huang, J. (2023). Offline and online basic need satisfaction and smartphone use behaviors: A mediation model. Journal of Psychiatric Research, 161, 99–105. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2023.03.016

15. Liu, Q. X., Fang, X. Y., Wan, J. J., & Zhou, Z. K. (2016) Need satisfaction and adolescent pathological internet use: Comparison of satisfaction perceived online and offline. Computers in Human Behavior, 55, 695–700. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.09.048

16. Tiraboschi, G. A., Garon-Carrier, G., Smith, J., & Fitzpatrick, C. (2023). Adolescent internet use predicts higher levels of generalized and social anxiety symptoms for girls but not boys. Preventive Medicine Reports, 36, 102471. https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2023.102471

17. Yue, Y., Aibao, Z., & TingHao, T. (2022). The interconnections among the intensity of social network use, anxiety, smartphone addiction and the parent-child relationship of adolescents: A moderated mediation effect. Acta Psychologica, 231, 103796. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2022.103796


Рецензия

Для цитирования:


Гостева А.О., Веденеева Е.В., Осетрова Д.С. Психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(4):84-91. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-84-91. EDN: UUKIPN

For citation:


Gosteva A.O., Vedeneeva E.V., Osetrova D.S. Psychological Characteristics of Adolescents with Varying Degrees of Tendency to Internet Addiction. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(4):84-91. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-84-91. EDN: UUKIPN

Просмотров: 174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+