Психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-84-91
EDN: UUKIPN
Аннотация
Введение. Статья посвящена изучению психологических особенностей современных подростков с разной выраженностью склонности к интернет-аддиктивному поведению. В ходе исследования был обобщен теоретический и эмпирический материал, касающийся проблемы отклоняющегося поведения. Также были выявлены индивидуально-психологические особенности подростков и влияние различной степени выраженности интернет-аддикции на смысложизненные ориентации молодых людей. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые сформулирован и апробирован пакет психологических диагностических методик, направленных на изучение смыложизненных ориентаций подростков с интернет-аддикцией.
Цель. Изучить психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции.
Материалы и методы. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: опросник «Поведение в Интернете» А. Е. Жичкиной, методика «Опросник исследования уровня агрессивности Басса-Дарки», «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д. А. Леонтьева, методика «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка. Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Данные обрабатывались при помощи компьютерной программы «SPSS» 17.0 for Windows».
Результаты исследования. В качестве респондентов выступили 120 подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях города Ростова-на-Дону. В результате проведенного исследования было выявлено, что показатели агрессии наименее выражены у подростков, склонных к интернет-аддикции. У респондентов без склонности к аддиктивному поведению тревожность и фрустрация выявлены в наименьшей степени.
Обсуждение результатов. У группы интернет-зависимых подростков практически все основные аспекты личности имеют низкие показатели, в чем отражается отрицательное влияние Интернета на формирование индивидуально-психологических особенностей лиц подросткового и юношеского возраста. Нашла подтверждение гипотеза о том, что склонность к интернет-аддикции подростков может быть связана с особенностями смысложизненных ориентаций.
Ключевые слова
Об авторах
А. О. ГостеваРоссия
Анастасия Олеговна Гостева, ассистент кафедры психофизиологии и клинической психологии
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Е. В. Веденеева
Россия
Екатерина Владимировна Веденеева, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
454000, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129
Д. С. Осетрова
Россия
Дарья Сергеевна Осетрова, магистрант
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Болдырева, Д., и Ербосынов, Д. (2023). Интернет-аддикция как фактор риска формирования конфликтов в подростковой субкультуре. Наука и реальность, 1 (13), 57–61.
2. Мансурова, Г. Р. (2023). Подросток и Интернет: как Интернет влияет на поведение подрастающего поколения. Экономика и социум, 1 (104), 310–313.
3. Петроченко, И. А., и Щелин, И. В. (2023). Эффективность тренинга развития эмоционального интеллекта как одного из способов профилактики Интернет-зависимости среди подростков. Проблемы современного педагогического образования, 78–2, 356–359.
4. Позднякова, К. А., и Юркина, Э. А. (2021). Анализ проблем внедрения и широкого распространения цифровой образовательной среды в образовательных организациях Российской Федерации. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 4 (93), 242–244.
5. Понизовский, П. А., Скурат Е. П., Трусова А. В., Шмуклер А. Б., и Кибитов А. О. (2021) Индивидуально-психологические характеристики мужчин и женщин с интернет-зависимостью. Социальная и клиническая психиатрия, 31(2), 33–43.
6. Пономарева, Е. Ю. (2023). Информационная готовность студентов-психологов к обучению в цифровой образовательной среде как условие формирования профессионального потенциала педагога-психолога. Проблемы современного педагогического образования, 78–2, 359–362.
7. Рычкова, М. В., и Земских, О. В. (2017). Причины Интернет-аддикции в младшем подростковом возрасте. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 6–2, 38–41.
8. Топильская, О. А. (2021). Оценка уровня Интернет-аддикции у студенческой молодежи: диагностический инструментарий. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», 20(1(47)), 52–60.
9. Тушнова, Ю. А., и Басенкова, О. А. (2022). Концептуализация понятия «Интернет-зависимость». Международный научный журнал «Вестник науки», 4(5(50)), 235–242.
10. Чижиков, А. В. (2023). Возникновение интернет-зависимости: уход от реальности при стрессе. National Science, 3 (7), 43–49.
11. Шершнёва, Т. В. (2022). Особенности психической деятельности личности в информационно-коммуникационном пространстве. Вестник Прикамского социального института, 1 (91), 163–168.
12. Agnihotri, S., & Datti, R. S. (2023). Association between cognitive distortions and problematic internet use among students during the COVID-19 pandemic. Children and Youth Services Review, 155, 107214. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2023.107214
13. Hannan, M. A., Ker, P. J., Mansor, M., Lipu, М. S., Al-Shetwi, A. Q., Alghamdi, S. M., Begum, R. A., & Tiong, S. K. (2023). Recent advancement of energy internet for emerging energy management technologies: Key features, potential applications, methods and open issues. Energy Reports, 10, 3970–3992. https://doi.org/10.1016/j.egyr.2023.10.051
14. Hao, Z., Jin, L., & Huang, J. (2023). Offline and online basic need satisfaction and smartphone use behaviors: A mediation model. Journal of Psychiatric Research, 161, 99–105. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2023.03.016
15. Liu, Q. X., Fang, X. Y., Wan, J. J., & Zhou, Z. K. (2016) Need satisfaction and adolescent pathological internet use: Comparison of satisfaction perceived online and offline. Computers in Human Behavior, 55, 695–700. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.09.048
16. Tiraboschi, G. A., Garon-Carrier, G., Smith, J., & Fitzpatrick, C. (2023). Adolescent internet use predicts higher levels of generalized and social anxiety symptoms for girls but not boys. Preventive Medicine Reports, 36, 102471. https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2023.102471
17. Yue, Y., Aibao, Z., & TingHao, T. (2022). The interconnections among the intensity of social network use, anxiety, smartphone addiction and the parent-child relationship of adolescents: A moderated mediation effect. Acta Psychologica, 231, 103796. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2022.103796
Рецензия
Для цитирования:
Гостева А.О., Веденеева Е.В., Осетрова Д.С. Психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(4):84-91. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-84-91. EDN: UUKIPN
For citation:
Gosteva A.O., Vedeneeva E.V., Osetrova D.S. Psychological Characteristics of Adolescents with Varying Degrees of Tendency to Internet Addiction. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(4):84-91. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-84-91. EDN: UUKIPN