Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Особенности социального интеллекта подростков с различными типами виктимного поведения

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-6-35-45

EDN: QWYEEN

Аннотация

Введение. К основным факторам, влияющим на реализацию виктимного поведения, относятся нарушения эмоционального взаимодействия между родителями и детьми, а также отсутствие определенной воспитательной стратегии. Выявлено, что социальный интеллект существенно снижает риск виктимного поведения за счет выраженной эмпатии.  
Цель. Изучить особенности социального интеллекта подростков с выраженной склонностью к виктимному поведению. 
Материалы и методы. В исследовании применялись диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, использование стандартизированных методик (методика диагностики виктимного поведения О. О. Андронниковой, методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и опросник «Тип ролевой виктимности» М. А. Одинцовой). Для анализа данных были применены методы статистической обработки, такие как критерий ранговой корреляции Спирмена и U-критерий Манна-Уитни. 
Результаты исследования. Для подростков с высокой виктимностью как характерологической чертой характерно размытие морально-нравственных ориентиров, преобладание неконструктивных стилей поведения, выраженная переменчивость в настроении, ранимость. Для подростков с низким уровнем виктимности характерен позитивный эмоциональный фон, более выраженная удовлетворенность повседневной деятельностью и более выраженный эмоциональный контроль. Обнаружена взаимосвязь между особенностями социального интеллекта, уровнем развития социального интеллекта и проявлениями виктимного поведения. Обозначены основные компоненты социального интеллекта, которые играют ключевую роль в формировании уверенного поведения в противоположность виктимному.
Обсуждение и заключение. Рост уровня неопределённости в современном обществе обусловливает общую виктимизацию населения, где подростки являются наиболее уязвимой социальной категорией. Уязвимость в данном возрастном периоде проявляется в категоричном мышлении, повышенной чувствительности к стрессовым факторам и восприятии проблем и трудностей как неразрешимых. По мере развития неблагоприятных для подростка социальных условий, эти черты выступают в качестве факторов риска, и чувство виктимности формируется как одна из особенностей характера личности. Достаточный уровень социального интеллекта, который состоит в способности спрогнозировать поведение другого человека с учетом логики развития ситуации, а также в выделении общих существенных признаков в невербальном поведении человека, позволяет сформировать уверенное поведение как противоположность виктимному. 

Об авторе

Е. Ю. Кольчик
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
Россия

Елена Юрьевна Кольчик, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

295015, г. Симферополь, пер. Учебный, 8



Список литературы

1. Андронникова, О. О. (2015). Теоретический анализ основных современных теорий виктимизации, разработанных в рамках зарубежной науки. Вестник Кемеровского государственного университета, 4-1 (64), 54–57.

2. Варламова, Л. А. (2016). Особенности социального интеллекта современных школьников. Филологические науки: вопросы теории и практики, 10-1 (64), 170–174.

3. Вишневецкий, К. В. (2021). Социальный аспект криминальной виктимологии. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 3, 136–140.

4. Малкина-Пых И. Г. (2022). Виктимология. Психология поведения жертвы. Питер.

5. Михайлова, Е. Л., и Грушевский, Д. Н. (2015). Социально-педагогическая профилактика виктимного поведения подростков в образовательных учреждениях. Веснік віцебскага дзяржаўнага універсітэта, 4 (88), 98–104.

6. Михайлова, Е. С. (1996). Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб.: Иматон.

7. Одинцова, М. А. (2012). Ролевая виктимность в поведении подростков из социально незащищенных семей. Психологическая наука и образование, 3, 32–40.

8. Одинцова, М. А. (2013). Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности. Бахрах-М.

9. Петровских, В. Д. (2023). Склонность к виктимному поведению у подростков, особенности его проявления. Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива, 1 (13), 56–61.

10. Прихожан, А. И. (2010). Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика. МПСИ.

11. Пучкова, Л. Л. (2020). Социально-психологические факторы виктимного поведения студенческой молодёжи. Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 6(72)(1), 93–104.

12. Ривман, Д. В., и Устинов, В. С. (2000). Виктимология. Питер.

13. Савенков, А. И. (2006). Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха. Вестник практической психологии образования, 3(1), 30–38.

14. Савенков, А. И. (2018). Структура социального интеллекта. Современная зарубежная психология, 7(2), 7–15.

15. Суханова, А. А. (2020). К вопросу о объеме и содержании понятия «жертва»: обзор теоретических позиций виктимологической науки. Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право, 5(1), 27–30.

16. Танаева, З. Р. (2015). Семейное неблагополучие как фактор виктимитизации несовершеннолетних. Виктимология, 2 (4), 30–35.

17. Франк, Л. В. (1972). Виктимология и виктимность. Политиздат.

18. Эльконин, Д. Б. (2005). Психическое развитие в детских возрастах. ИПП.

19. Эриксон, Э. (1996). Детство и общество. Весна.

20. Юдина, И. И. (2017). Социальный интеллект как один из факторов успешного развития в подростковом возрасте. Современная терапия в психиатрии и неврологии, 2, 29–32.

21. Anwer, M., Malik, N. I., Maqsood, A., & Rehman, G. (2017). The moderating role of social intelligence in explaining attachment style and emotional intelligence among young adults. Pakistan Journal of Psychology, 48(2), 3–20.

22. Guilford, J. P. (1959). Three faces of intellect. American Psychologist, 14.

23. Hindelang, M. J., Gottfredson, M. R., & Garofalo, J. (1978). Victims of personal crime: An empirical foundation for a theory of personal victimization. Ballinger.

24. Kaukiainen, A., Björkqvist, K., Lagerspetz, K., Österman, K., Salmivalli, C., Rothberg, S., & Ahlbom, A. (1999). The relationships between social intelligence, empathy and three types of aggression. Aggressive behavior, 25(2), 81–89. http://dx.doi.org/10.1002/(SICI)1098-2337(1999)25:2%3C81::AID-AB1%3E3.0.CO;2-M

25. Pabian, S., & Vandebosch, H. (2016). Developmental trajectories of cyber (bullying) perpetration and social intelligence during early adolescence. Journal of early Adolescence, 36(2), 145–170. http://dx.doi.org/10.1177/0272431614556891


Рецензия

Для цитирования:


Кольчик Е.Ю. Особенности социального интеллекта подростков с различными типами виктимного поведения. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(6):35-45. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-6-35-45. EDN: QWYEEN

For citation:


Kolchik E.Y. Features of Social Intelligence of Adolescents with Different Types of Victimization Behavior. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(6):35-45. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-6-35-45. EDN: QWYEEN

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+