Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск
Том 7, № 6 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

9-16 75
Аннотация

Введение. В современных условиях политического и экономико-социального дисбаланса все более острой становится проблема повышения уровня профессионализма кадрового состава органов внутренних дел. Формирование личности сотрудника как профессионала осуществляется в процессе его адаптации в рамках оперативно-служебной деятельности. Трудности в профессиональной адаптации в первую очередь характерны для курсантов и выпускников учреждений высшего образования МВД. Адаптация курсантов к условиям работы и службы в МВД является динамично сложным и многоплановым процессом, включающим адаптацию как к новым формам обучения, так и в новой социальной среде – профессиональной группе. Поэтому курсанты, как никто другой, нуждаются в правильной организации процесса их адаптации к своей профессиональной деятельности. Новизна исследования заключается разработке и апробации тренинговой программы, направленной на оптимизацию социально-психологической адаптации к учебно-служебной деятельности, в результате которой курсант начинает самостоятельно выстраивать перспективу своего будущего, формулировать личные и профессиональные планы. 
Цель. Изучение влияния разработанной тренинговой программы на адаптацию курсантов к условиям учебно-служебной деятельности. 
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 30 курсантов-первокурсников города Донецка, распределенных в экспериментальную и контрольную группы. Для диагностики курсантов применялись следующие методики: «Многоуровневый личный опросник Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина; методика «САН» В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай, М. П. Мирошникова; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Результаты исследования. Установлено, что после проведения тренинговой программы «Я – курсант», курсанты проявляют лучшую адаптированность в сравнении с курсантами, с которыми программа не проводилась, что свидетельствует о том, что для последних период обучения и службы достаточно сложен. Дается описание тренинговой программы и анализ результатов ее влияния на уровень адаптации у курсантов.
Обсуждение результатов. Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп показал, что тренинговая программа «Я-курсант» способствует улучшению уровня адаптированности курсантов к условиям служебной деятельности и обучения. Они стали демонстрировать лучшее знание себя и окружающих, улучшилось самочувствие, активность и настроение. Также после применения специальных упражнений снизился уровень агрессии и враждебности. Полученные данные могут применяться психологами служебной деятельности в консультативной и коррекционной работе с личным составом

17-26 83
Аннотация

Введение. Созависимость в статье рассмотрена как семейная проблема, где человек, находясь продолжительное время рядом с зависимым, научается подавлению своих чувств, мыслей и потребностей. Как следствие у него проявляется низкая самооценка, высокий уровень тревоги, агрессивность, недоверие к людям и миру. Связь созависимости с зависимостью рассмотрена на примере феномена усиления созависимой опеки во время учащения проявлений зависимости близкого родственника. Программа «12 шагов» как условие долгосрочной ремиссии у зависимого человека, по нашему мнению, является важным критерием снижения уровня созависимого поведения у его ближайших родственников.
Цель. Исследовать влияние продолжительности ремиссии зависимого родственника на уровень проявления созависимости в семье.
Материалы и методы. Методический инструментарий исследования включал авторскую анкету, тест Куна-Макпартленда «Кто Я?» (Модификация Т. В. Румянцевой), тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О. П. Макушиной) и тест «Диагностика типа коммуникативной установки» В. В. Бойко. Обработка данных осуществлялась с помощью сравнения средних значений и одновыборочного t-критерия.
Результаты исследования. Эмпирическим объектом исследования являются люди, подверженные проблеме созависимого поведения (n=147) и студенты психологического факультета в качестве контрольной группы (n=76). 
В ходе исследования были получены данные о состоянии актуализированной созависимости в исследуемой группе с выраженной негативной установкой и высоким уровнем неуверенности в себе. Наряду с этим было подтверждено предположение о положительном влиянии долгосрочной ремиссии зависимого родственника на уровень проявления созависимости в семье. 
Обсуждение результатов. Эмпирически доказано, что респондентам, подверженным проблеме созависимости, свойственна острая потребность в эмоциональной близости с другим и принятии со стороны окружающих. Это прослеживается в эмоциональном дискомфорте, который испытывают созависимые из-за предполагаемого отвержения. Также полученные результаты указывают на снижение уровня межличностной зависимости и рост рефлексии личности у респондентов, имеющих зависимого родственника в ремиссии более 10 лет. Кроме того, для родственников лиц, находящихся в ремиссии более продолжительное время, свойственно снижение негативной коммуникативной установки, что благоприятно сказывается на процессе общения, позитивном настрое к собеседнику, снижении контроля в коммуникации

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

27-34 60
Аннотация

Введение. Взаимная близость между гражданами трех стран - Южной Кореи, Японии и Китая - по-прежнему находится на низком уровне. Чтобы способствовать трехстороннему сотрудничеству, важно понять, как общественность относится к сотрудничеству.
Цель исследования - изучить, как психологические факторы национальной идентификации и коллективной виктимности влияют на восприятие и отношение корейцев к Китаю и Японии.
Материалы и методы. Опрос 320 участников корейской национальности проводился с помощью онлайн-анкеты для измерения национальной идентификации, коллективной виктимности, воспринимаемых социальных норм и предпочтений в отношении международной политики.
Результаты. Описательная статистика показывает, что, хотя большинство корейцев воспринимают антикитайские и антияпонские настроения как социальную норму, участники на личном уровне относятся к ним более позитивно. Кроме того, участники с более низкой степенью национальной идентификации и коллективной виктимности демонстрировали более позитивное отношение к китайцам и японцам и отдавали большее предпочтение дипломатической политике перед военной.
Обсуждение. Полученные данные подчеркивают сложность межгрупповых отношений в трехстороннем контексте. Несмотря на широко распространенные представления о враждебности по отношению к китайцам и японцам, индивидуальное отношение показывает, что многие корейцы открыты к установлению дружеских отношений через эти национальные границы. Такое расхождение говорит о несоответствии между воспринимаемыми социальными нормами и личными убеждениями, подчеркивая потенциал для улучшения межличностных отношений с помощью целенаправленных инициатив. Содействие позитивному взаимодействию между людьми может способствовать более широкому принятию и ослаблению эмоциональных призывов национализма, которые приводят к парохиальному отношению и соответствию социальным нормам, поддерживающим враждебность. Как показало постконфликтное примирение в Германии, структурированные социальные и культурные обмены, подкрепленные правовой базой, могут создать благоприятную среду для мира и сотрудничества. Хотя Секретариат трехстороннего сотрудничества добился успехов в улучшении дипломатических отношений, необходимы постоянные усилия как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Расширение взаимодействия и обменов между гражданами Южной Кореи, Японии и Китая может уменьшить предрассудки и способствовать сотрудничеству, что в итоге приведет к более гармоничным трехсторонним отношениям.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

35-45 59
Аннотация

Введение. К основным факторам, влияющим на реализацию виктимного поведения, относятся нарушения эмоционального взаимодействия между родителями и детьми, а также отсутствие определенной воспитательной стратегии. Выявлено, что социальный интеллект существенно снижает риск виктимного поведения за счет выраженной эмпатии.  
Цель. Изучить особенности социального интеллекта подростков с выраженной склонностью к виктимному поведению. 
Материалы и методы. В исследовании применялись диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, использование стандартизированных методик (методика диагностики виктимного поведения О. О. Андронниковой, методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и опросник «Тип ролевой виктимности» М. А. Одинцовой). Для анализа данных были применены методы статистической обработки, такие как критерий ранговой корреляции Спирмена и U-критерий Манна-Уитни. 
Результаты исследования. Для подростков с высокой виктимностью как характерологической чертой характерно размытие морально-нравственных ориентиров, преобладание неконструктивных стилей поведения, выраженная переменчивость в настроении, ранимость. Для подростков с низким уровнем виктимности характерен позитивный эмоциональный фон, более выраженная удовлетворенность повседневной деятельностью и более выраженный эмоциональный контроль. Обнаружена взаимосвязь между особенностями социального интеллекта, уровнем развития социального интеллекта и проявлениями виктимного поведения. Обозначены основные компоненты социального интеллекта, которые играют ключевую роль в формировании уверенного поведения в противоположность виктимному.
Обсуждение и заключение. Рост уровня неопределённости в современном обществе обусловливает общую виктимизацию населения, где подростки являются наиболее уязвимой социальной категорией. Уязвимость в данном возрастном периоде проявляется в категоричном мышлении, повышенной чувствительности к стрессовым факторам и восприятии проблем и трудностей как неразрешимых. По мере развития неблагоприятных для подростка социальных условий, эти черты выступают в качестве факторов риска, и чувство виктимности формируется как одна из особенностей характера личности. Достаточный уровень социального интеллекта, который состоит в способности спрогнозировать поведение другого человека с учетом логики развития ситуации, а также в выделении общих существенных признаков в невербальном поведении человека, позволяет сформировать уверенное поведение как противоположность виктимному. 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ

46-55 65
Аннотация

Введение. Данная статья посвящена анализу работ, изучающих особенности развития и коррекционной работы с детьми, обладающими нарушениями в восприятии речи: глухих детей, перенесших кохлеарную имплантацию, и детей с сенсорной алалией. Актуальность данного исследования вызвана запросами практики. Каждый год в России и за рубежом растет количество детей с сенсорной алалией, а также детей с нарушениями слуха, скомпенсированными кохлеарным имплантом. В связи с увеличением их числа все больше встает вопрос о том, по каким принципам строить коррекционную программу для таких детей, какие особенности необходимо при этом учитывать. 
Цель. Обозначить общие направления коррекционной работы с данными нозологическими группами, исходя из существующих у них нарушений. 
Особенности детей с сенсорной алалией. По данным исследователей, основой нарушения речевого развития детей с сенсорной алалией является невозможность осмысления речи в связи с существующими нарушениями в височных областях мозга. Дети с сенсорной алалией отличаются отставанием в развитии речи, скудностью слуховой памяти, трудностями произвольного внимания, сверхчувствительностью к звукам. 
Особенности детей с кохлеарным имплантом. В результате анализа литературы по вопросам развития детей, перенесших имплантацию, нами выделены такие их особенности, как задержка речевого развития, вызванная проблемами в восприятии речи, проблемы в области распределения внимания, слабое развитие понятийного мышления и ухудшение функций памяти. 
Обсуждение результатов. Главным сходством выделенных нозологических групп является отсутствие способности понимать смысл слова и связывать звуковой стимул с его значением. Исходя из выделенных особенностей таких детей мы приходим к выводу о необходимости проведения с ними коррекционной работы, основанной на стимулировании ребенка к контакту со взрослым через речь и создание ситуации успеха. На начальных этапах реабилитации ребенок должен научиться распознавать звуки, определять их источник и направление. На следующих этапах происходит расширение словарного запаса и изучение грамматики



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+