Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Сходства и различия коррекционной работы с детьми с кохлеарным имплантом и детьми с сенсорной алалией

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-6-46-55

EDN: WQYCAN

Аннотация

Введение. Данная статья посвящена анализу работ, изучающих особенности развития и коррекционной работы с детьми, обладающими нарушениями в восприятии речи: глухих детей, перенесших кохлеарную имплантацию, и детей с сенсорной алалией. Актуальность данного исследования вызвана запросами практики. Каждый год в России и за рубежом растет количество детей с сенсорной алалией, а также детей с нарушениями слуха, скомпенсированными кохлеарным имплантом. В связи с увеличением их числа все больше встает вопрос о том, по каким принципам строить коррекционную программу для таких детей, какие особенности необходимо при этом учитывать. 
Цель. Обозначить общие направления коррекционной работы с данными нозологическими группами, исходя из существующих у них нарушений. 
Особенности детей с сенсорной алалией. По данным исследователей, основой нарушения речевого развития детей с сенсорной алалией является невозможность осмысления речи в связи с существующими нарушениями в височных областях мозга. Дети с сенсорной алалией отличаются отставанием в развитии речи, скудностью слуховой памяти, трудностями произвольного внимания, сверхчувствительностью к звукам. 
Особенности детей с кохлеарным имплантом. В результате анализа литературы по вопросам развития детей, перенесших имплантацию, нами выделены такие их особенности, как задержка речевого развития, вызванная проблемами в восприятии речи, проблемы в области распределения внимания, слабое развитие понятийного мышления и ухудшение функций памяти. 
Обсуждение результатов. Главным сходством выделенных нозологических групп является отсутствие способности понимать смысл слова и связывать звуковой стимул с его значением. Исходя из выделенных особенностей таких детей мы приходим к выводу о необходимости проведения с ними коррекционной работы, основанной на стимулировании ребенка к контакту со взрослым через речь и создание ситуации успеха. На начальных этапах реабилитации ребенок должен научиться распознавать звуки, определять их источник и направление. На следующих этапах происходит расширение словарного запаса и изучение грамматики

Об авторе

Е. В. Гришина
Южный федеральный университет
Россия

Елена Валерьевна Гришина, магистрант

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42



Список литературы

1. Белоусова, М. В., и Меркулова, В. А. (2016). Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции. Практическая медицина, 8 (100), 13–18.

2. Богданова, Т. Г. (2002). Сурдопсихология: учеб пособие для студ. Высш учеб. заведений. Издательский центр «Академия».

3. Борозинец, Н. М., Шеховцова, Т. С., и Бугаева, Е. А. (2022). Условия формирования навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Специальное образование, 1 (65), 35–53.

4. Визель, Т. Г., Клевцова, С. В., и Зайцева, С. А. (2019). Об особенностях развития речи у детей с нарушением слухового восприятия. Специальное образование, 4 (56), 27–38.

5. Волкова, Л. С. (Ред.). (2007). Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов в 5 кн.: кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.

6. Волкова, Л. С. (Ред.). (2009). Логопедия: учебник для дефектологических факультетов педагогических вузов. ВЛАДОС.

7. Заболотная, А. М., Макарина-Кибак, Л. Э., и Гребень, С. А. (2013). Расстройство экспрессивной и рецептивной речи: от этиологии до лечения. Медицинские новости, 1, 44–49.

8. Захарова, О. А. (2012). Коррекция алалии. Упреждающее воздействие на нарушенную речевую и психоречевую предпосылку. Дошкольное воспитание, 12, 88–96.

9. Исаева, К. Ш. (2015). Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом. Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2, 263–266.

10. Кабатина, Е. И., и Разуваева, Т. Н. (2018). Нейропсихологическая реабилитация как основа развития психических процессов у детей с сенсорной алалией. Коллекция гуманитарных исследований, 2, 53–58.

11. Калачева, М. В., и Третьякова, Н. Ю. (2011). Значение работы по развитию слухового восприятия в познании окружающего мира глухими детьми. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 6, 120–124.

12. Королева, И. В. (2008). Этапы развития слухоречевого восприятия и речи у ранооглохших детей с кохлеарным имплантом. Российская оториноларингология, 1, 11–20.

13. Королева, И. В., и Янн, П. (2011). Дети с нарушениями слуха. Каро.

14. Красноперова, Я. А., и Игнатьев, А. Е. (2019). Характеристика форм алалии. В Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции (С. 19–21). ИТ «АРИАЛ».

15. Ларина, И. П. (2022). Современные представления о психическом развитии детей с кохлеарными имплантами в зарубежной науке: Монография. Издательство «Спутник+».

16. Леонгард, Э. И., Самсонова, Е. Г., и Иванова, Е. А. (2011). Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха. МГППУ.

17. Русинова, Ю. А. (2020). Инклюзия: особенности обучения детей с кохлеарными имплантами в условиях общеобразовательного учреждения. В Сурдопедагог: историко-дидактические аспекты и перспективы профессиональной подготовки: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (С. 76–83). Центр научно-информационных технологий «Астерион».

18. Сухова, О. (2023). Слушать интересно! Как и зачем учить ребенка слушать? Феникс.

19. Теплякова, Е. С. (2014). Индивидуализация обучения детей на коррекционно-логопедических занятиях. Ярославский педагогический вестник, 2(2), 184–188.

20. Туфатулин, Г. Ш., Королева, И. В., и Мефодовская, Е. К. (2021). Эпидемиология нарушений слуха у детей: распространенность, структура, аспекты слухопротезирования и социальные факторы. Вестник оториноларингологии, 86(3), 28–35.

21. Филиппова, Н. В., Барыльник, Ю. Б., Деева, М. А., и Кормилица, А. С. (2016). Клиники-диагностические аспекты задержек психического развития в детском возрасте. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 4, 89.

22. Arfé, B. (2011). Analogic and symbolic comparison of numerosity in preschool children with cochlear implants. Deafness & Education International, 13(1), 34–45. https://doi.org/10.1179/1557069X11Y.0000000002

23. Bichey, B. G., & Miyamoto, R. T. (2008). Outcomes in bilateral cochlear implantation. Otolaryngology-Head and Neck Surgery, 138(5), 655–661. https://doi.org/10.1016/j.otohns.2007.12.020

24. Bunford, N., Evans, S. W., Becker, S. P., & Langberg, J. M. (2015). Attention-deficit/hyperactivity disorder and social skills in youth: A moderated mediation model of emotion dysregulation and depression. Journal of abnormal child psychology, 43(2), 283–296. https://doi.org/10.1007/s10802-014-9909-2

25. Carriere, B. N., Royal, D. W., Perrault, T. J., Morrison, S. P., Vaughan, J. W., Stein, B. E., & Wallace, M. T. (2007). Visual deprivation alters the development of cortical multisensory integration. Journal of neurophysiology, 98(5), 2858–2867. https://doi.org/10.1152/jn.00587.2007

26. Geers, A., Brenner, C., & Davidson, L. (2003). Factors associated with development of speech perception skills in children implanted by age five. Ear and hearing, 24(1 Suppl), 24–35. https://doi.org/10.1097/01.AUD.0000051687.99218.0F

27. Hillock, A. R., Powers, A. R., & Wallace, M. T. (2011). Binding of sights and sounds: age-related changes in multisensory temporal processing. Neuropsychologia, 49(3), 461–467. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2010.11.041

28. Khan, S., Edwards, L., & Langdon, D. (2005). The cognition and behaviour of children with cochlear implants, children with hearing aids and their hearing peers: a comparison. Audiology & neuro-otology, 10(2), 117–126. https://doi.org/10.1159/000083367

29. Lewkowicz, D. J., & Ghazanfar, A. A. (2009). The emergence of multisensory systems through perceptual narrowing. Trends in cognitive sciences, 13(11), 470–478. https://doi.org/10.1016/j.tics.2009.08.004

30. Pisoni, D. B., Conway, C. M., Kronenberger, W. G., Henning, S., & Anaya, E. (2010). Executive function, cognitive control, and sequence learning in deaf children with cochlear implants. In M. Marschark & P. E. Spencer (Eds.) Deaf Studies, Language, and Education (pp. 439–457). Oxford University Press.

31. Polley, D. B., Hillock, A. R., Spankovich, C., Popescu, M. V., Royal, D. W., & Wallace, M. T. (2008). Development and plasticity of intra- and intersensory information processing. Journal of the American Academy of Audiology, 19(10), 780–798. https://doi.org/10.3766/jaaa.19.10.6

32. Svirsky, M. A., Teoh, S. W., & Neuburger, H. (2004). Development of language and speech perception in congenitally, profoundly deaf children as a function of age at cochlear implantation. Audiology & neuro-otology, 9(4), 224–233. https://doi.org/10.1159/000078392

33. Wightman, F., Kistler, D., & Brungart, D. (2006). Informational masking of speech in children: auditory-visual integration. The Journal of the Acoustical Society of America, 119(6), 3940–3949. https://doi.org/10.1121/1.2195121


Рецензия

Для цитирования:


Гришина Е.В. Сходства и различия коррекционной работы с детьми с кохлеарным имплантом и детьми с сенсорной алалией. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(6):46-55. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-6-46-55. EDN: WQYCAN

For citation:


Grishina E.V. Similarities and Differences of Correctional Work with Children with Cochlear Implant and Children with Sensory Alalia. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(6):46-55. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-6-46-55. EDN: WQYCAN

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+