Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Рациональное потребление как междисциплинарный феномен: анализ истории и перспектив исследований в условиях формирования моделей устойчивого развития

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-1-68-76

EDN: VAMARD

Аннотация

Введение. Рациональное потребление является важным аспектом, выходящим за рамки экономического поведения. Оно охватывает широкий спектр социальных, психологических и культурных факторов. В условиях глобальных вызовов устойчивого развития вопросы рационального потребления приобретают особую актуальность.

Цель. Обобщить существующие представления о рациональном потреблении как междисциплинарном феномене и выявить перспективные направления для будущих исследований в условиях формирования моделей устойчивого развития.

Понятие «рациональное потребление». Рациональное потребление включает в себя осознание потребностей и стремление к их удовлетворению при минимальном использовании ресурсов. Это поведение связано не только с экономической целесообразностью, но и с социальными и культурными значениями потребления.

Историко-философские основы культуры рационального потребления. Концепция рационального потребления имеет глубокие историко-философские корни, включая идеи утилитаризма, шотландской школы морали и классической политической экономики. Влияние этих теорий на развитие представлений о потребительских практиках и их социальной роли прослеживается с XVIII века.

Социально-психологические аспекты рационального потребления. Потребление оказывает влияние на формирование Я-концепции и социальной идентичности, а также связано с саморегуляцией и метапознанием. Изучение психологических механизмов потребительского поведения позволяет понять как рациональные, так и иррациональные аспекты выбора.

Обсуждение результатов. Проведённый обзор показал, что рациональное потребление является многогранным феноменом, включающим в себя экономические, психологические и социальные компоненты, требующим междисциплинарного подхода для полноценного анализа механизмов принятия решений потребителями разных возрастных групп. В разных науках потребление уже давно изучается с учетом его социально-психологической детерминации, а также обратного влияния на формирование Я-концепции и социальной идентичности. В качестве перспектив исследований рационального потребления в условиях формирования моделей устойчивого развития авторы выделяют исследования метакогнитивных и нейробиологических основ регуляции поведения потребителей разных возрастных групп.

Об авторах

Е. Г. Денисова
Донской государственный технический университет
Россия

Екатерина Геннадьевна Денисова, кандидат психологических наук, доцент кафедры  психофизиологии и клинической психологии

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



А. О. Гостева
Донской государственный технический университет
Россия

Анастасия Олеговна Гостева, старший преподаватель кафедры  психофизиологии и клинической психологии

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Ю. В. Зотова
Донской государственный технический университет
Россия

Юлия Викторовна Зотова, магистрант 2 курса

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Автономова, Н. С. (1988). Рассудок, разум, рациональность. Наука.

2. Аксютина, З. А., и Ильин, А. Н. (2022). Неопределенность образа нарушений потребительского поведения в представлениях студентов. Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки», 19(1), 141–152. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.1.10

3. Аксютина, З. А., и Ильин, А. Н. (2024). Представления обучающихся о психологии потребительского поведения. Психопедагогика в правоохранительных органах, 29(2(97)), 211–217. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2024-297-211-217

4. Багоцци, Р. П., Гёрхан-Канли, Ц., и Пристер, Й. Р. (2008). Социальная психология потребителя. Академия.

5. Бандурин, А. П. (2022). Рациональное и иррациональное в социальной регуляции производства и потребления продуктов питания. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 11‒1, 25–28. https://doi.org/10.23672/f5462-3511-5802-u

6. Бандурин, А. П., Щербакова, Л. И., и Самыгин, С. И. (2023). Избыточное потребление: социальные риски и угрозы. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 8, 22–26. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.11.20.040

7. Баранова, А. В. (2011). Потребление как фактор социальной мобильности: возможности и ограничения. Журнал социологии и социальной антропологии, 14(5), 79–89.

8. Борисов, Е. Ф. (2005). Экономическая теория. Юрайт-Издат.

9. Винокурова, Н. Ф. (2022). Коэволюционный субъектно-деятельностный подход как методологический базис развития экологического образования и воспитания для устойчивого развития. Вестник Международной академии наук. Русская секция, S2, 30–32.

10. Геращенко, И. Г. (2018). Философия рациональных потребностей. Studia Humanitatis, 4, 75–91.

11. Землянухина, С. Г. (2019). Проблемы формирования рациональной модели личного потребления российской молодежи. В Л. В. Санкова, Е. В. Янченко (Ред.). Человеческий и производственный потенциал российской экономики перед глобальными и локальными вызовами: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (С. 139–143). КУБиК.

12. Котова, И. Б., и Лещенко, Ю. Е. (2001). Исследование личности в отечественной психологии: деятельностный и персоналистический подходы. В Сборник научных трудов. Серия Гуманитарные науки (С. 60–64). Северо-Кавказский государственный технический университет.

13. Крулехт, А. А. (2008). Культура потребления как современная проблема воспитания личности. Вестник КГУ, 4, 44–47.

14. Митина, Э. А. (2020). Теоретические подходы к пониманию сущности ответственного потребления. Теоретическая экономика, 1(61), 65–73.

15. Наумова, Н. Ф. (1988). Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. Наука.

16. Овруцкий, А. В. (2018). Импульсивное потребление в психологии и экономике: дифференциация подходов и их интеграция в рамках экономической психологии. Психолог, 6, 62–79. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2018.6.27780

17. Посыпанова, О. С. (2012). Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского.

18. Привалова, Е. А. (2016). Современные представления о потреблении в психологии. Russian Journal of Education and Psychology, 3‒2(59), 302–307.

19. Радаев, В. В. (2005). Социология потребления: основные подходы. Социологические исследования, 1, 5–18.

20. Рузавин, Г. И. (2003). Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании. Вопросы философии, 5, 57–70.

21. Рыжкова, М. В. (2012). Рациональность потребительского поведения в теории и на практике. Russian Journal of Education and Psychology, 9(17), 84–105.

22. Салахов, Д. М. (2015). Социальная ответственность за психологическое здоровье молодёжи: проблемы и решения. Психологические науки. Научный альманах, 12‒3(14), 300–305.

23. Семенова, Д. В. (2024). Нейроэкономика принятия решения о готовности платить на рынке шоколада. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 59(2), 264–290. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-2-12

24. Серегина, А. А. (2011). Инфантилизм личности как фактор девиантного поведения. Социальная политика и социология, 7(73), 283–288.

25. Сивуха, С. В., Журавлев, А. Л., и Купрейченк, А. Б. (2004). Экономическая психология на пороге тысячелетий (анализ зарубежных исследований). Том 1. Институт психологии РАН.

26. Сланевская, Н. М. (2022). Трансформация государственного управления в контексте устойчивого развития на основе исследований в социальных нейронауках (часть 2). Управленческое консультирование, 5(161), 83–92. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-5-83-92

27. Соломатина, Е. Н. (2019). Теоретико-методологические аспекты изучения потребления и потребительских практик в современной социологии. Общество: социология, психология, педагогика, 10, 45–49. https://doi.org/10.24158/spp.2019.10.5

28. Сорокоумова, Е. А., Ферапонтова, М. В., и Васильева, А. С. (2022). Взаимосвязь когнитивных особенностей и потребительского поведения личности. Коллекция гуманитарных исследований, 2(31), 38–44. https://doi.org/10.21626/j-chr/2022-2(31)/5

29. Фоломеева, Т. В. (2010). Динамика потребительских аттитюдов в условиях социально-экономических изменений. Национальный психологический журнал, 2(4), 122–126.

30. Фомин, А. Е., и Фаликман, М. В. (2023). Метапознание: проблемы и подходы. Образовательная политика, 3(95), 30–43. https://doi.org/10.22394/2078–838Х-2023–3-30-43

31. Холодцова, И. И. (2016). Научная интеграция в изучении потребительского поведения. Бюллетень науки и практики, 7(8), 179–189.

32. Шайдакова, Н. В., и Радина Н. К. (2010). Проблема потребительского поведения в зарубежной и отечественной экономической психологии. Сибирский психологический журнал, 43, 72–79.

33. Шульгин, М. В. (2012). Когнитивные и мотивационные теории в психолого-экономических исследованиях поведения. Вестник ТГЭУ, 1, 64–76.

34. Breakwell, G. M. (1992). Social psychology of political and economic cognition. Surrey University Press.

35. Cooper, N., Tompson, S., O’Donnell, M. B., & Falk, E. B. (2015). Brain activity in self- and value-related regions in response to online antismoking messages predicts behavior change. Journal of Media Psychology, 27(3), 93–109. https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000146

36. Genevsky, A., & Yoon, C. (2022). Neural basis of consumer decision making and neuroforecasting. In L. R. Kahle, T. M. Lowrey, J. Huber (Eds.), APA handbook of consumer psychology (pp. 621–635). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/0000262-027

37. Kim, S.-Y., Yeo, J., & Sohn, S. H. (2012). Toward a composite measure of green consumption: An exploratory study using a Korean sample. Journal of Family and Economic Issues, 33(2), 199–214. https://doi.org/10.1007/s10834-012-9318-z

38. Knutson, B., Rick, S., Wimmer, G. E., Prelec, D., & Loewenstein, G. (2007). Neural predictors of purchases. Neuron, 53(1), 147–156. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2006.11.010

39. Lee, K. (2008). Opportunities for green marketing: young consumers. Marketing Intelligence and Planning, 26(6), 573–586. https://doi.org/10.1108/02634500810902839

40. Miniero, G., Codini, A., Bonera, M., Corvi, E., & Bertoli, G. (2014). Being green: From attitude to actual consumption. International Journal of Consumer Studies, 38(4), 521–528. https://dx.doi.org/10.1111/ijcs.12128

41. Peattie, K. (2010). Green consumption: Behavior and norms. Annual Review of Environment and Resource, 35(1), 195–228. https://doi.org/10.1146/annurev-environ-032609-094328


Рецензия

Для цитирования:


Денисова Е.Г., Гостева А.О., Зотова Ю.В. Рациональное потребление как междисциплинарный феномен: анализ истории и перспектив исследований в условиях формирования моделей устойчивого развития. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2025;8(1):68-76. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-1-68-76. EDN: VAMARD

For citation:


Denisova E.G., Gosteva A.O., Zotova J.V. Rational Consumption as an Interdisciplinary Phenomenon: Analysis of History and Prospects of Research in the Context of Formation of Models Sustainable. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2025;8(1):68-76. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-1-68-76. EDN: VAMARD

Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+