Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Стили воспитания родителей в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-2-18-30

EDN: CBVWXS

Аннотация

Введение. Актуальность исследования заключается в рассмотрении относительного нового направления, значимого для педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, – стилей воспитания родителей. Негармоничные типы воспитания детей с ОВЗ могут приводить к нарушениям поведения и трудностям социальной адаптации. В статье рассмотрены особенности детей с различными типами ОВЗ и проблемы их адаптации в социуме. 
Цель. Установление типов воспитания в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, и выявление негармоничных типов воспитания.
Материалы и методы. Для выявления негармоничных типов воспитания использована стандартизированная методика анализа семейных взаимоотношений Эйдемиллера Э. Г. и Юстицкиса В. В., позволяющая рассмотреть различные компоненты, в том числе стили воспитания. Исследуемые группы (всего 150 человек) представлены родителями, воспитывающими детей с ОВЗ (75 человек), и родителями, воспитывающими детей с нормотипичным развитием (75 человек). Дети с ОВЗ обладали нарушениями слухового, зрительного, двигательного развития, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, умственной отсталостью.
Результаты исследования. В результате выявлено, что типы семейного воспитания различаются у семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и семей, воспитывающих детей с нормой развития. Установлено, что у семей, воспитывающих детей с ОВЗ, преобладают негармоничные типы воспитания, такие как потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, гипопротекция, а в отдельных случаях – жестокое обращение. Полученные различия в стилях воспитания отражают необходимость составления персонализированных программ психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. 
Обсуждение результатов. На основе полученных эмпирических данных нами разработана модель социально-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ и обладающих негармоничным типом воспитания. Данная модель легла в основу разработки программы сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. В разделе представлена сама модель, а также цель, задачи, этапы и сроки реализации данной программы. 

Об авторах

М. В. Залужная
Донской государственный технический университет
Россия

Мария Васильевна Залужная, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальных и спортивных педагогических технологий, факультета психологии, педагогики и дефектологии

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Е. А. Байер
Донской государственный технический университет
Россия

Елена Александровна Байер, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальных и спортивных педагогических технологий, факультета психологии, педагогики и дефектологии

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Альшаева, О. А. (2024). Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития. Управление развитием образования, 3, 108–113.

2. Атаджанян, Е. Г. (2024). Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста с нарушениями слуха. В Научный форум. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции (с. 271–273). Наука и Просвещение.

3. Бахтина, С. В., Антонова, О. В., и Розинова, А. В. (2023). Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития. Наукосфера, 11-2, 107–110.

4. Верник, И. С., и Круглова, Е. Е. (2025). Воспитательный потенциал родительства: Монография. Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений.

5. Выготский, Л. С. (2022). Основы дефектологии. Юрайт.

6. Гагай, В. В., Берестовая, А. Ф., Киселева, Т. Г., и Рогунова, Ю. В. (2021). Зависимость типа взаимодействия родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья от уровня родительской компетентности. Мир науки. Педагогика и психология, 9(5), 23.

7. Демидова, А. П., Зиновьева, В. Н., и Слыш, Н. К. (2020). Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Проблемы современного педагогического образования, 68-3, 73–75.

8. Дружба, О. В., Хан, Р. С., и Тихиня, П. А. (2023). Особенности восприятия различных форматов образовательного контента: проблемы эффективности. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, 6(5), 64–72. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-64-72

9. Манахова, В. С., и Желвакова, О. М. (2024). Психические состояния и личностные свойства детей с речевой патологией. В Ломоносов. Сборник статей XI Международного конкурса молодых учёных (с. 188-192). Наука и Просвещение.

10. Ишинова, В. А., и Тхоржевская, Л. В. (2021). Методика изучения особенностей психологического состояния подростков, страдающих сколиозом и детским церебральным параличом. Восточно-европейский научный журнал, 9-3 (73), 37–46.

11. Киселева, Т. Г., и Рогунова, Ю. В. (2022). Психологические особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями. Мир науки. Педагогика и психология, 10(2), 19.

12. Кисова, В. В., и Воробьева, А. В. (2023). Исследование психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы современного педагогического образования, 78-3, 128–130.

13. Коротаева, А. И. (2020). Психолого-педагогические особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы современного педагогического образования, 68-2, 428–431.

14. Маль, Г. С. (2020). Особенности личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Коллекция гуманитарных исследований, 2, 20–25.

15. Мартынова, Е. Ю., Султанова, А. Н., Иоаниди, Д. К., Сычева, Т. Ю., Мехтиева, А. В., и Ханаев, А. Л. (2022). Особенности эмоционального статуса у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в гендерном аспекте. Развитие человека в современном мире, 2, 42–53.

16. Маслова, Л. А., и Агавелян, О. К. (2023). Признаки проявления депрессии и тревожности у подростков с легкой умственной отсталостью. День дефектологии, 1, 87–94.

17. Матвеева, Н. В., и Карандаева, Т. А. (2021). Особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения. В Психологическое знание в контексте современности: теория и практика. Сборник научных статей по материалам XI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (с. 202–205). ООО ИПФ «СТРИНГ».

18. Махина, А. М., и Колотушкина, Г. Н. (2020). Осложнённое поведение детей и подростков с нарушениями слуха как психолого-педагогическая проблема. Электронный научный журнал, 1, 46–51.

19. Павлова, О. С. (2020). Исследование особенностей психологического благополучия личности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Высшее образование сегодня, 12, 64–67.

20. Пыханова, И. В. (2022). Умственная отсталость как один из видов дизонтогенеза. Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», 2(14-2), 109–113.

21. Савина, Т. А. (2022). Психолого-педагогические особенности развития детей с нарушением зрения. Научный альманах, 3-3, 40–44.

22. Седова, Е. О., Гарданова, Ж. Р., Токмакова, Е. С., Чернов, Д. Н., и Андреева, В. О. (2021). Особенности переживания чувства вины родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Репродуктивное здоровье детей и подростков, 17(3), 94–103.

23. Тарадай, Ю. М., и Кудрявцев, В. А. (2020). Дезадаптивные стили семейного воспитания, как фактор буллинговой и моббинговой виктимности. Проблемы современного педагогического образования, 69-1, 361–363.

24. Эйдемиллер, Э. Г., и Юстицкис, В. В. (2008). Психология и психотерапия семьи. Питер.

25. Шарипова, Л. Х. (2021). Клинико-анамнестическая оценка факторов риска глазной патологии у детей. Новый день в медицине, 3, 314–317.

26. Шишкова, А. М., Бочаров, В. В., и Черная, Ю. С. (2022). Оценка психометрических показателей методики «Уровень эмоционального выгорания родственников» (родительско-детский вариант). Сибирский психологический журнал, 83, 141–163.

27. Bujnowska, A. M., Rodríguez, C., García, T., Areces, D., & Marsh, N. V. (2021). Coping with stress in parents of children with developmental disabilities. International Journal of Clinical and Health Psychology, 21(3), 100254.

28. Clauser, P., Ding, Y., Chen, E. C., Cho, S. J., Wang, C., & Hwang, J. (2021). Parenting styles, parenting stress, and behavioral outcomes in children with autism. School Psychology International, 42(1), 33–56.

29. Koštić, L., Wagner Jakab, A., & Löw, A. (2024). Parenting styles and behaviours towards typically developing children and children with developmental disabilities. Hrvatska Revija Za Rehabilitacijska Istrazivanja, 60(1), 92–118.

30. Martin Ginis, K. A., van der Ploeg, H. P., Foster, C., et al. (2021). Participation of people living with disabilities in physical activity: A global perspective. Lancet, 398(10298), 443–455. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)01164-8

31. Šćepanović, M. N., & Nikolić, S. J. (2020). Inclusive education of children with disabilities in the online environment. Exceptional Children: Education and Treatment, 2(3), 275–288.

32. Sit, C., Aubert, S., Carty, C., Silva, D. A. S., López-Gil, J. F., Asunta, P., Palad, Y., Guisihan, R., Lee, J., Arbour-Nicitopoulos, K. P., Vanderloo, L. M., Stanish, H., Haegele, J., Urbański, P. K., Pozeriene, J., Hutzler, Y., & Ng, K. (2022). Promoting physical activity among children and adolescents with disabilities: The translation of policy to practice internationally. Journal of Physical Activity and Health, 19(11), 758–768.

33. Finardi, G., Paleari, F. G., & Fincham, F. D. (2022). Parenting a child with learning disabilities: Mothers’ self-forgiveness, well-being, and parental behaviors. Journal of Child and Family Studies, 31(9), 2454–2471.


Рецензия

Для цитирования:


Залужная М.В., Байер Е.А. Стили воспитания родителей в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2025;8(2):18-30. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-2-18-30. EDN: CBVWXS

For citation:


Zaluzhnaya M.V., Bayer E.A. Parenting Styles in Families of Children with Disabilities. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2025;8(2):18-30. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-2-18-30. EDN: CBVWXS

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+