Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Групповая онлайн-супервизия — фактор профессионально-личностной трансформации психологов-практиков

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-8-15

Аннотация

   Введение. Супервизия, в том числе групповая, создавая условия для личностного развития и профессионально-личностной трансформации, выступает важным фактором формирования профессиональных навыков и компетенций психолога-практика. В ходе групповой супервизии задействуется смыслопередача, происходят обмен опытом, анализ внутренних конфликтов, переносов и контрпереносов, разбор и рефлексия клинических случаев, развитие личностных и профессиональных навыков, расширение компетенций, что в итоге оказывает влияние на формирование профессиональной идентичности. Онлайн-супервизия выступает альтернативой традиционному очному формату проведения супервизии, однако ее успешное применение требует методологической проработки особенностей ее проведения и понимания преимуществ и ограничений.

   Цель. Обоснование важности групповой онлайн-супервизии как фактора, способствующего профессионально-личностной трансформации психологов-практиков.

   Теоретическое обоснование. Рассмотрено влияние участия в групповой онлайн-супервизии на профессиональное развитие психолога-практика. Отмечены особенности происходящих при групповой супервизии процессов. Включение психолога-практика в группу позволяет получить больше обратной связи, инициировать процесс смыслопередачи за счет возможности включения специалиста в различные роли взаимодействия. Онлайн-супервизия в групповом формате, по сравнению с очным форматом, имеет ряд преимуществ для профессионального развития практикующих психологов, из которых наиболее значимыми являются доступность, комфортность и простота ее проведения. В ряде работ по теме групповой супервизии отмечаются важнейшие аспекты супервизии, позволяющие психологу-практику взглянуть на себя со стороны, повысить осознанность совершаемых действий.

   Обсуждение и заключение. При всех достоинствах онлайн-супервизии отмечаются возможные недостатки, которые могут повлиять на ее качество. При соблюдении необходимых регламентов онлайн-супервизия будет выступать как важный предиктор профессионального и личностного развития.

Об авторе

А. Г. Шорохов
Донской государственный технический университет
Россия

Александр Г. Шорохов, аспирант

344003

пл. Гагарина, 1

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Бакирова, Г. Х. (2020). Групповая супервизия: пространство для возникновения триангулярных отношений и проявления бессознательных чувств. Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 34(2), 52–60.

2. Белановская, О. В., Олифирович, Н. И., и Баранов, Д. С. (2016). Роль супервизии в профессиональном развитии психологов ВУЗов. Актуальные научные исследования в современном мире, 10–5(18), 22–28.

3. Варга, А. Я. (2019). Супервизия в классической системной семейной психотерапии. Психология и психотерапия семьи, 1, 21–28.

4. Залевский, Г. В. (2008). Супервизия: практика в поисках теории. Сибирский психологический журнал, 30, 7–13.

5. Залевский, Г. В. (2018). Психотерапия и супервизия: практики в поисках интегративной методологии (теоретико-методологических оснований). В, Антология российской психотерапии и психологии. Материалы Всероссийского конгресса с международным участием «Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития (к 85-летию отделения неврозов и психотерапии Национального центра психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева)», 4 (С. 111–112). Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига.

6. Кадуха, В. В. (2017). Супервизия в деятельности практического психолога. В А. В. Гришина, З. З. Екимова (ред.), Психологическое обеспечение деятельности силовых структур. Межведомственная научно-практическая конференция (С. 141–142). РИБЕСТ.

7. Ковшова, О. С. (2015). Супервизия — качественный анализ профессиональной подготовки в клинической психологии. В, Новые технологии в клинической психологии и психотерапии. Гродненский государственный медицинский университет.

8. Кулаков, С. А. (2017). Функции и возможности внеметодической супервизии. Российский психотерапевтический журнал, 1(9), 37–40.

9. Кулаков, С. А. (2022). Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и супервизантов (4-е издание). Издательские решения.

10. Лорсанова, М. И. (2020). Педагогические условия реализации супервизии в профессиональной деятельности педагогов [кандидатская диссертация]. Белгородский государственный институт искусств и культуры.

11. Мазепа, Е. А. (2021). Индивидуальная и групповая супервизия педагогической деятельности. Международный студенческий научный вестник, 2, 151.

12. Микаэлян, Л. Л. (2019). Особенности супервизии в эмоционально-фокусированном подходе. Психология и психотерапия семьи, 2, 24–34. doi: 10.17513/pps.2019.2.2

13. Нюхалов, Г. А. (2017). Дискурсы современной супервизии — возможно ли преодоление хаоса? Российский психотерапевтический журнал, 1(9), 63–66.

14. Проненко, E. A., и Буняева, M. В. (2019). Особенности смысловых процессов и явлений в командном взаимодействии. Российский психологический журнал, 16(1), 32–51. doi: 10.21702/rpj.2019.1.2

15. Сидоренков, А. В., и Горбатенко, Н. С. (2008). Модель проявления идентификации и идентичности в малой группе. Северо-Кавказский психологический вестник, 6(1), 54–58.

16. Сидоренков, А. В., Сальникова, Е. С., и Бороховский, Е. (2021). Связь внутригрупповых идентичностей работников с их вкладом в деятельность малой группы: роль включенности — не включенности в подгруппы. Российский психологический журнал, 16(2), 142–163. doi: 10.21702/rpj.2019.2.8

17. Федоров, Я. О. (2017). Психоаналитическая супервизия в вопросах и ответах. Российский психотерапевтический журнал, 1(9), 41–45.

18. Almathami, H. K. Y., Win, K. T., & Vlahu-Gjorgievska, E. (2020). Barriers and facilitators that influence telemedicine-based, real-time, online consultation at patients’ homes: Systematic literature review. Journal of Medical Internet Research, 22(2), e16407. doi: 10.2196/16407

19. Bernhard, P. A., & Camins, J. S. (2021). Supervision from afar: Trainees’ perspectives on telesupervision. Counselling Psychology Quarterly, 34(3–4), 377–386. doi: 10.1080/09515070.2020.1770697

20. Callahan, J. L., Love, P. K., & Watkins, C. E. (2019). Supervisee perspectives on supervision processes: An introduction to the special issue. Training and Education in Professional Psychology, 13(3), 153–159. doi: 10.1037/tep0000275

21. Corey, G., Haynes, R. H., Moulton, P., & Muratori, M. (2020). Clinical supervision in the helping professions: A practical guide. John Wiley & Sons.

22. Gómez, J. M. (2020). Trainee perspectives on relational cultural therapy and cultural competency in supervision of trauma cases. Journal of Psychotherapy Integration, 30(1), 60–66. doi: 10.1037/int0000154

23. Hawkins, P., & Mcmahon, A. (2020). Supervision in the helping professions 5e. Open University Press.


Рецензия

Для цитирования:


Шорохов А.Г. Групповая онлайн-супервизия — фактор профессионально-личностной трансформации психологов-практиков. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(3):8-15. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-8-15

For citation:


Shorokhov A.G. Online Group Supervision as a Factor of Professional and Personal Transformation of Practicing Psychologists. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(3):8-15. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-8-15

Просмотров: 300


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+