Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Цифровое искусство в психотерапии и психологическом консультировании: современный взгляд на проблему

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-16-22

Аннотация

   Введение. Арт-терапия в условиях повышенной неопределенности и постоянно изменяющегося мира может служить источником повышения жизнестойкости и психологического благополучия. С внедрением цифровых технологий появилась возможность рассмотрения цифрового искусства в психотерапии и психологическом консультировании, на что на данный момент обращается недостаточно внимания.

   Цель. Анализ современных представлений об эффективности применения цифровых технологий в арт-терапии и рассмотрение цифрового искусства в рамках психотерапии и психологического консультирования.

   Теоретическое обоснование. Применение цифрового искусства в психологии и психологическом консультировании может помочь клиенту экологично сфокусироваться на своих ощущениях и повысить рефлексивность, что будет способствовать раскрытию как его ресурсов, так и его потенциала. Использование технологий и медиа, в том числе возможностей виртуальной реальности, в арт-терапевтической практике имеет следующие особенности: доступность, адаптивность, удобство, способствование креативному самораскрытию участников процесса и изучению ими новых навыков, создание новых форм взаимодействия с клиентом через цифровые технологии, уменьшение стигматизации и способствование улучшению результатов лечения. Использование цифрового искусства в арт-терапии может помочь создать у клиента ощущение контроля над реальностью.

   Обсуждение и заключение. Несмотря на возможные риски использования цифрового искусства, связанные с привыканием к гаджетам или к виртуальной реальности и техническими или методологическими трудностями, обращение к цифровому искусству в современных условиях становится все актуальнее. Отражены особенности взаимодействия цифрового искусства и психологического консультирования и психотерапии и обозначен вектор его развития. Настоящий обзор может быть полезен для психологов и арт-терапевтов, студентов педагогических училищ и институтов, педагогов и специалистов по различным вопросам психологического консультирования и психокоррекции.

Об авторах

А. А. Капица
Донской государственный технический университет
Россия

Алёна А. Капица, аспирант, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии, член национальной арт-терапевтической ассоциации, преподаватель

344003

пл. Гагарина, 1

Ростов-на-Дону



М. Ю. Елагина
Донской государственный технический университет
Россия

Марина Ю. Елагина, кандидат психологических наук, преподаватель, доцент

кафедра «Общая и консультативная психология»

344003

пл. Гагарина, 1

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Адаскина, А. А. (2021). Терапевтические возможности цифрового художественного творчества. Современная зарубежная психология, 10(4), 107–116.

2. Бондаренко, К. О., и Овсянникова, О. А. (2021). Технологии цифрового искусства как средство развития самовыражения у подростков. Вопросы педагогики, 4–2, 39–43.

3. Булкина, Н. А., и Васильева, О. С. (2023). Исследование взаимосвязи повседневного творчества и субъективного благополучия в пожилом возрасте. Российский психологический журнал, 19(2), 174–187. doi: 10.21702/rpj.2022.2.13

4. Головинская, М. О. (2021). Значение цифрового искусства в период самоизоляции. Научная палитра, 2(32), 32.

5. Горохова, Е. Г. (2021). Личностное развитие молодых людей в условиях неопределенности внешнего мира. Северо-Кавказский психологический вестник, 19(3), 27–43.

6. Копытин, А. (2015). Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. Когито-Центр.

7. Мартиросян, К. М. (2022). Социокультурный потенциал арт-терапии в реабилитационной практике учреждений культуры. Проблемы современного педагогического образования, 74–1, 157–159.

8. Скуркович, А. А. (2021). Арт-терапия как средство развития креативного мышления будущих профессионалов. В Н. Г. Григорьева, А. А. Леженина (ред.), Психолого-гуманитарный ресурс технического вуза. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (С. 44–48). Дальневосточный государственный университет путей сообщения.

9. Цзюньвэй, С. (2023). Особенности использования арт-терапии в качестве метода профилактики ментальных заболеваний и развития творческого мышления школьников. Мир науки, культуры, образования, 2(99), 236–238.

10. Шегеря, В. Е. (2021). Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с помощью методов цифровой арт-терапии. Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию, 2, 238–242.

11. Bodenbender, C. (2022). Art therapy with virtual reality. In, Virtual Art Therapy (pp. 195–207). Routledge.

12. Holttum, S., Wright, T., & Wood, C. (2021). Art therapy with people diagnosed with psychosis: Therapists’ experiences of their work and the journey to their current practice. International Journal of Art Therapy, 26(4), 126–136. doi: 10.1080/17454832.2021.1893370

13. Kaimal, G., Carroll-Haskins, K., Berberian, M., Dougherty, A., Carlton, N., & Ramakrishnan, A. (2020). Virtual reality in art therapy: A pilot qualitative study of the novel medium and implications for practice. Art Therapy, 37(1), 16–24. doi: 10.1080/07421656.2019.1659662

14. Malchiodi, C. A. (2018). The art therapy sourcebook. Mcgraw-Hill Education.

15. Potash, J. S., Kalmanowitz, D., Fung, I., Anand, S. A., & Miller, G. M. (2020). Art therapy in pandemics: Lessons for COVID-19. Art Therapy, 37(2), 105–107. doi: 10.1080/07421656.2020.1754047

16. Zubala, A., Kennell, N., & Hackett, S. (2021). Art therapy in the digital world: An integrative review of current practice and future directions. Frontiers in Psychology, 12. doi: 10.3389/fpsyg.2021.600070


Рецензия

Для цитирования:


Капица А.А., Елагина М.Ю. Цифровое искусство в психотерапии и психологическом консультировании: современный взгляд на проблему. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(3):16-22. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-16-22

For citation:


Kapitsa A.A., Elagina M.Yu. Digital Art in Psychotherapy and Counseling Psychology: a Modern View on the Problem. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(3):16-22. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-16-22

Просмотров: 376


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+