Психологическое благополучие как фактор развития личности в предпринимательской среде
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-32-39
Аннотация
Введение. Специфика современных трансформаций общества предъявляет новые требования к личности предпринимателя и обуславливает необходимость умения поддерживать собственное психологическое благополучие. Личность предпринимателя является ключевой фигурой развития экономической сферы, поэтому особый интерес вызывают исследования психологических составляющих ее успешности.
Цель. Проведение сопоставительного анализа и описание выраженности психологического благополучия респондентов с различным статусом предпринимательской деятельности.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 58 респондентов-предпринимателей, задействованных в сфере от трех до семи лет, и 58 респондентов, никогда не занимавшихся предпринимательской деятельностью. В выборке представлен возрастной диапазон 30–50 лет. Для сбора данных использовалась методика «Шкала психологического благополучия Рифф» (RPWB), адаптированная Лепешинским. Применены U-критерий Манна-Уитни и коэффициент Пирсона.
Результаты исследования. Респонденты-предприниматели продемонстрировали высокий уровень по шкалам «личностный рост», «цель в жизни» и «управление окружающими». В группе респондентов, не занимающихся предпринимательской деятельностью, показатели этих же шкал находятся на среднем уровне. Выявлена отрицательная корреляционная связь, характерная для обеих групп респондентов, между показателем положительного отношения к окружающим и количеством подчиненных.
Обсуждение и заключение. Подчеркивается роль субъективных факторов в формировании психологического благополучия в предпринимательской среде. Человек, связанный с предпринимательской деятельностью, ощущает себя способным реализовать собственный потенциал. Он вовлекается в поиск новой информации, технологий, способов повышения собственной эффективности и качества собственной жизни. Отмечается высокая степень ориентированности на полноту самореализации в реальных жизненных условиях, стремление найти оптимальную модель поведения, которая позволит человеку соответствовать социально-ролевым ожиданиям и успешно реализовывать собственные идеи, личностный и профессиональный потенциал, при этом сохраняя свою индивидуальность.
Об авторе
Е. В. АстапенкоРоссия
Евгения В. Астапенко, кандидат психологических наук, доцент
кафедра «Психология образования и организационная психология»
344003
пл. Гагарина, 1
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Батурин, Н. А., Башкатов, С. А., и Гафарова, Н. В. (2013). Теоретическая модель личностного благополучия. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 6(4), 4–14.
2. Березовская, Р. А. (2016). Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований. Психологические исследования, 9(45), 2.
3. Бородкина, Е. В. (2012). К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 28, 31–34.
4. Бояркин, М. Ю. Долгополова, О. А., Зиновьева, Д. М., Крутова В. В., Романенко. Е. В., Субочев, Н. С., и Юнда, А. В. (2007). Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих (монография). Волгоградская академия государственной службы.
5. Водяха, С. А. (2013). Взаимосвязь достоинств характера студентов с показателями психологического благополучия. Педагогическое образование в России, 2, 96–99.
6. Карапетян, Л. В. (2019). Психологическая концепция эмоционально-личностного благополучия [автореферат дис. доктора психологических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина]. Екатеринбург.
7. Леонтьев, Д. А. (2011). Личностный потенциал. Структура и диагностика. Смысл.
8. Лепешинский, Н. Н. (2007). Адаптация опросника «Шкалы психического благополучия» К. Рифф. Психологический журнал, 3, 24–37.
9. Рикель, А. М., Туниянц, А. А., и Батырова, Н. (2017). Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах. Вестник Московского университета. Серия 14 Психология, 2, 64–82.
10. Фомина, О. О. (2016). Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии. Мир науки. Педагогика и психология, 4(6), 1–13.
11. Шамионов, P. M. (2002). Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции). Мир психологии, 2, 143–148.
12. Axford, N., Jodrell, D., & Hobbs, T. (2014). Objective or subjective well-being? In A. Ben-Arieh, F. Casas, I. Frønes, J. E. Korbin (eds), Handbook of Child Well-Being (pp. 2699–2738). Springer. doi: 10.1007/978-90-481-9063-8_108
13. Bakker, A. B., & Oerlemans, W. G. M. (2011). Subjective well-being in organizations. In K. S. Cameron, G. M. Spreitzer, The Oxford Handbook of Positive Organizational Scholarship (pp. 178–189). Oxford University Press. doi: 10.13140/2.1.1145.4723
14. Ryff, C. D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality & Social Psychology, 57(6), 1069–1081.
15. Voorde, K., Paauwe, J., & Veldhoven, M. (2012). Employee well-being and the HRM–organizational performance relationship: А review of quantitative studies. International Journal of Management Reviews, 14(4), 391–407. doi: 10.1111/j.1468-2370.2011.00322.x
Рецензия
Для цитирования:
Астапенко Е.В. Психологическое благополучие как фактор развития личности в предпринимательской среде. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(3):32-39. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-32-39
For citation:
Astapenko E.V. Psychological Well-Being as a Personal Development Factor in the Business Environment. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(3):32-39. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-32-39