Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Диагностика и развитие концептуальных способностей студентов в учебном процессе

Аннотация

Статья посвящена разработке в учебном процессе контента для диагностики и развития концептуальных способностей студентов. В разделе «Введение» на основе исследований М. А. Холодной, С. А. Хазовой, А. В. Трифоновой и других описаны теоретические основания признаков того, что у студентов, включенных в исследовательскую деятельность, актуализируются понятийное мышление, категориальные и концептуальные способности. На основе диагностической методики «Понятийный синтез» в исследовании использовался технологический прием развития концептуальных способностей, предполагающий разработку студентами развивающих и диагностических триад (учебных текстов) в семантическом поле понятия "искусственный интеллект", составление взаимосвязей внутри каждой триады, оценка составленных на основе триад предложений. В разделе «Результаты и обсуждение результатов» описаны этапы разработки стимульного материала в поле понятия «Искусственный интеллект»; группировка триад (три слова), их экспертная оценка и иерархическое структурирование; апробация разработанных триад в учебном процессе проведена на группе людей, имеющих профессиональную компетенцию по отношению к понятию «искусственный интеллект». В исследовании приняли участие 26 человек – будущих IT специалистов (аспирантов и магистрантов). Проведена интерпретация результатов. Представлен новый взгляд на проблему интеллектуального развития студентов при изучении искусственного интеллекта. Метод корреляционного анализа, экспертные оценки, определение частоты встречаемости признаков использованы в обработке результатов. В заключении сформулированы выводы о том, что учебный текст «Понятийный синтез» направлен на оценку изучения и развития когнитивных структур знаний и понятийного опыта студентов и аспирантов по теме искусственного интеллекта. Разработка тематических триад определяют не только эффективность интеллектуальной деятельности в целом, но и характеризуют успешность учебной деятельности.

Об авторах

И. А. Кибальченко
Южный федеральный университет, ИКТИБ
Россия

Ирина А. Кибальченко

Таганрог



А. О. Григорьев
Южный федеральный университет, ИКТИБ
Россия

Антон О. Григорьев

Таганрог



Ю. А. Криничный
Южный федеральный университет, ИКТИБ
Россия

Юрий А. Криничный

Таганрог



А. А. Родина
Южный федеральный университет, ИКТИБ
Россия

Арина А. Родина

Таганрог



К. И. Морев
Южный федеральный университет, ИКТИБ
Россия

Кирилл И. Морев

Таганрог



Список литературы

1. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дисс. … доктора психол. наук. Кострома, 2014. 540 с.

2. Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В. Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. C. 5–14.

3. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Юрайт», 2019. 334 с.

4. Холодная М. А., Хазова С. А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 5. С. 5–17.

5. Chatila R., Renaudo E., Andries M., Chavez-Garcia R.-O., Luce-Vayrac P., Gottstein R., et al. Toward self-aware robots // Frontiers in Robotics and AI. 2018. Vol. 5. doi: 10.3389/frobt.2018.00088

6. Dehaene S., Lau H. and Kouider S. What is consciousness, and could machines have it? // Science. 2017. Vol. 358, Issue 6362, pp. 486-492. doi: 10.1126/science.aan8871

7. Fogel A. L., Kvedar J. C. Artificial intelligence powers digital medicine // npj Digital Medicine. 2018. Issue 1. doi: 10.1038/s41746-017-0012-2

8. Gobet F., Sala G. How artificial intelligence can help us understand human creativity. Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. 10.3389/fpsyg.2019.01401

9. Grigore E. C., Pereira A., Zhou I., Wang D., Scassellati B. Talk to me: verbal communication improves perceptions of friendship and social presence in humanrobot interaction // Lecture Notes in Computer Science. Cham: Springer, 2016. Vol. 10011. doi: 10.1007/978-3-319-47665-0_5

10. Kennedy J., Baxter P., Belpaeme T. Nonverbal immediacy as a characterisation of social behaviour for human-robot interaction // International Journal of Social Robotics. 2017. Issue 9. 109–128. doi: 10.1007/s12369-016-0378-3

11. Kholodnaya M. A., Volkova E. V. Conceptual structures, conceptual abilities and cognitive functioning efficiency: the ontological approach // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Issue 217. P. 914–922.

12. Kinouchi Y., Mackin K. J. A basic architecture of an autonomous adaptive system with conscious-like function for a humanoid robot // Frontiers in Robotics and AI. 2018. Vol. 5. doi: 10.3389/frobt.2018.00030

13. Levy D. The ethical treatment of artificially conscious robots // International Journal of Social Robotics. 2009. Issue 1. P. 209–216. doi: 10.1007/s12369-009-0022-6

14. Ergen M. What is Artificial Intelligence? Technical Considerations and Future Perception // The Anatolian Journal of Cardiology. 2019. Vol. 22. P. 5–7.

15. Solaiman S. M. Legal personality of robots, corporations, idols and chimpanzees: a quest for legitimacy. Artificial Intelligence and Law. 2017. Issue 25, P. 155–179. doi: 10.1007/s10506-016-9192-3


Рецензия

Для цитирования:


Кибальченко И.А., Григорьев А.О., Криничный Ю.А., Родина А.А., Морев К.И. Диагностика и развитие концептуальных способностей студентов в учебном процессе. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2020;3(1):19-30.

For citation:


Kibal’chenko I.A., Grigoryev A.O., Krinichnyy Yu.A., Rodina A.A., Morev K.I. Diagnostics and development of students' conceptual abilities in the educational process. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2020;3(1):19-30. (In Russ.)

Просмотров: 160


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+