Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Психолого-педагогические аспекты развития критического мышления на примере учащихся высшей школы

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей развития интеллектуальных способностей, мыслительных операций и отдельных познавательных процессов в контексте развития критического мышления у учащихся высшей школы. Во введении рассмотрены основные теоретические положения и подходы к определению понятия «критическое мышление», представлены некоторые механизмы и психолого-педагогические технологии, способствующие развитию критического мышления. В рамках эмпирической части работы представлены результаты экспериментального исследования проведенного путем психологопедагогической диагностики специфики развития познавательных процессов и умственных способностей учащихся. Уровневые показатели выраженности указанных когнитивных процессов рассматривалось в качестве критериев развития у учащихся способностей к критическому мышлению и анализу поступающей из вне информации. Соответственно основной целью проведенного исследования стало изучение уровней выраженности избирательности внимания и восприятия и общих умственных способностей учащихся, а также их корреляционная сопряженность. Для достижения данной цели были исследованы 33 студента, обучающихся на 1 и 2 курсах очного отделения ФГБОУ ВО ЧГПУ Чеченской Республики. В результате проведенного анализа данных эмпирического исследования были выявлены наиболее распространенные уровни выраженности мыслительных операций и показатели общих умственных способностей респондентов. Выявленные коэффициенты интеллектуальных способностей не позволяют утверждать об удовлетворительном уровне развития у учащихся высшей школы способностей к критическому мышлению при этом стоит отметить, что отмечена положительная взаимосогласованность между общими умственными способностями и избирательностью внимания и восприятия. Эти данные могут указывать на то, что познавательная активность учащегося, проявляющаяся посредством избирательности (и, естественно, умением сосредотачивать) внимание и восприятие, характеризуются пропорциональным ростом общих умственных способностей, и наоборот, высокие показатели интеллектуального развития сопровождаются усилением избирательности внимания и восприятия, которые в свою очередь прямо или косвенно взаимосвязаны с умением индивида критически мыслить.

Об авторе

И. С. Хажуев
Чеченский государственный педагогический университет
Россия

Ислам С. Хажуев

Грозный



Список литературы

1. Алешугина Е. А., Ваганова О. И., Прохорова М. П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов ВУЗа // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13–16.

2. Ваганова О. И., Иляшенко Л. К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. № 3 (24). С 1-23. doi: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

3. Ваганова О. И., Колдина М. И., Трутанова А. В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 2(19). С. 97–99.

4. Ваганова О. И., Прохорова М. П., Лошкарева Д. А. Формирование критического мышления у обучающихся высших учебных заведений // АНИ: педагогика и психология. 2019. №1 (26). С.44–46.

5. Вьюгина С. В. Формирование критического мышления и развитие интеллектуального потенциала студента в образовательном процессе // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество», 2017. Вып. 1. С. 283–287.

6. Гладков А. В., Прохорова М. П., Ваганова О. И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77–80.

7. Гладкова М. Н., Кутепов М. М., Лунева Ю. Б., Трутанова А. В., Юсупова Д. М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21–25.

8. Гузева Н. И. Развитие критического мышления младших школьников // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С.67–73.

9. Кузьмина А. А. Психолого-педагогические аспекты развития критического мышления студентов // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 591–593.

10. Кутепов М. М., Ваганова О. И., Соколов В. А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205–208.

11. Кутепов М. М., Ваганова О. И., Трутанова А. В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210–213.

12. Кутепов М. М., Ямбаева Н. В., Елыгина К. А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 2 (15). С. 83–86.

13. Лапшова А. В., Булаева М. Н., Леонова В. Н. Профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 47–50

14. Лапшова А. В., Ваганова О. И., Малеева М. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50–53.

15. Лапшова А. В., Ваганова О. И., Тюмина Н. С., Румянцева Н. А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201–207.

16. Лошкарева Д. А., Алешугина Е. А., Ваганова О. И., Кутепова Л. И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169–172.

17. Маркова С. М., Наркозиев А. К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. № 3 (24). doi: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

18. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография. Казань: Казанский университет, 2015. 84 с.

19. Прокофьева О. О., Снопкова Е. И. Реализация технологии развития критического мышления в преподавании педагогических дисциплин на ступени высшего образования // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2013. №1 (38). С. 95–99.

20. Прохорова М. П., Ваганова О. И., Алешугина Е. А., Тростин В. Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21–25.

21. Седова А. С., Ваганова О. И., Кутепов М.М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 79–85.

22. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.


Рецензия

Для цитирования:


Хажуев И.С. Психолого-педагогические аспекты развития критического мышления на примере учащихся высшей школы. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2020;3(1):31-46.

For citation:


Khazhuev I.S. Psychological and pedagogical aspects of the development of critical thinking on the example of high school students. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2020;3(1):31-46. (In Russ.)

Просмотров: 195


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+