Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности»
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-6-24
Аннотация
В статье представлены результаты разработки анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности». Во Введении дается теоретический обзор по проблеме метакогнитивного поведения и существующим методам его исследования. Обоснована содержательная валидность и описана структура анкеты.
Научная новизна данной работы заключается в разработке нового измерительного инструмента, при помощи которого можно достоверно оценить не только значимые для учебно-профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса характеристики метапознания, но и получить представление о степени их осознанности.
В разделе Методы описаны методы, процедура исследования и обработки данных. Для проверки конструктной валидности применялись: опросник метакогнитивной включенности в деятельность; Шкала самооценки метакогнитивного поведения; тест «Дифференциальный тип рефлексии». Дано описание выборки: 425 человек в возрасте от 17 до 80 лет – обучающиеся и сотрудники учебных заведений Южного федерального округа Российской федерации. В разделе Результаты представлены результаты анкетирования и сравнительного анализа ответов на вопросы анкеты в исследуемых подгруппах, а также корреляционный анализ результатов анкетирования с показателями валидных опросников. Установлено, что большинство респондентов, оценивая свои способы взаимодействия с информацией, отмечают, что используют навыки метапланирования, процессуальные навыки и метакогнитивный контроль достаточно часто и осмысленно. При этом степень осознанности использования метакогнитивных навыков различается в исследуемых подгруппах. Также выявлен ряд корреляций между расчетными показателями анкеты и шкалами валидных опросников. В Обсуждении результатов проведен анализ полученных результатов, в том числе в соответствии с уровнем их значимости. В Заключении приведен вывод о том, что разработанная анкета самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» обладает психометрическими свойствами, соответствующими данному уровню диагностических инструментов.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Г. ДенисоваРоссия
Екатерина Г. Денисова
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Бережнова, Л. Н., Федосеева, И. А., Тарасов, Д. Ю. (2019). Понимание коммуникативного поведения курсантов – важное направление воспитательной работы. Перспективы науки и образования. 4 (40), 425-447. DOI: 10.32744/pse.2019.4.33
2. Карпов, А. А. (2012). Взаимосвязи обучаемости и метакогнитивных качеств личности. Ярославский педагогический вестник. 2 (3), 228-235.
3. Кашапов, М. М., Базанова, Г. Ю. (2021). Сравнение показателей метакогнитивной осведомленности врачей на разных этапах образования // Перспективы науки и образования, (4 (52)), 392-403. DOI: 10.32744/pse.2021.4.26
4. Кофейникова, Ю. Л., Николаева, Е. С., Хукуматшоева, Ш. (2019). Диагностика метакогниций студентов психолого-педагогического профиля в процессе профессионального обучения. Педагогика и психология образования. (2), 153-160.
5. Ловягина А. Е. (2020). Метакогнитивные стратегии в системе психической саморегуляции спортсменов. Наука и спорт: современные тенденции. 27 (2), 77-85. DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-2-77-85
6. Молчанова, Л. Н., Кузнецова, А. А. (2019). Рефлексивно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у педагогов специального коррекционного образовательного учреждения и оценивание ее эффективности. Перспективы науки и образования. 2(38), 212-228. DOI: 10.32744/pse.2019.2.16
7. Перикова, Е. И., Бызова, В. М. (2020). Метапознание учебной деятельности студентов с разным уровнем психической саморегуляции. Science for Education Today, 5, 104–118. DOI: 10.15293/2658-6762.2005.06
8. Перикова, Е. И., Бызова, В. М., Ловягина, А. Е. (2019). Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов. Сибирский Психологический Журнал; 73, 126-140. DOI: 10.17223/17267080/73/8.
9. Савин, Е. Ю., Смирнова, Т. А. (2016). Методика оценки метакогнитивных знаний младших подростков: конструирование и апробация. Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 20-21 мая 2016 г., Калуга, Россия. 66—74.
10. Серафимович, И. В. (2017). Роль метакогнитивных признаков профессионального надситуативного мышления педагогов в сохранении и укреплении социально-психологического здоровья. Психолог. 4, 54–64. DOI: 10.25136/2409-8701.2017.4.22117
11. Хадарцев, А. А., Токарев, А. Р., Трефилова, И. Л. (2019). Профессиональный стресс у преподавателей (обзор литературы). Вестник новых медицинских технологий. 26(4), 122-128. DOI: 10.24411/1609-2163-2019-16586
12. Чернокова, Т. Е., Иванова, В. В. (2018). Формирование познавательного интереса к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования. Современное дошкольное образование. 8 (90), 26–37. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10033
13. Adonieva, Y. (2017). The metacognitive training of future professionals in higher education: the experience of implementation and peculiarities. ScienceRise: Pedagogical Education, (6 (14), 10–13. doi: 10.15587/2519-4984.2017.105450
14. Ağaç, M., Üzar-Özçetin, Ye. S. (2022). Psychological Resilience, Metacognitions, and Fear of Recurrence Among Cancer Survivors and Family Caregivers. Cancer Nursing. 45(2), E454-E462. DOI: 10.1097/NCC.0000000000000973
15. Casale, S., Fioravanti, G., & Spada, M. M. (2021). Modelling the contribution of metacognitions and expectancies to problematic smartphone use, Journal of Behavioral Addictions, 10(3), 788-798. DOI: 10.1556/2006.2021.00066
16. dos Santos Kawata, K. H., Ueno, Y., Hashimoto, R., Yoshino S., Ohta K., Nishida A., Ando S., Nakatani H., Kasai K. and Koike S. (2021). Development of Metacognition in Adolescence: The Congruency-Based Metacognition Scale. Front. Psychol. 11:565231. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.565231
17. Hansmeier, J., Haberkamp, A., Glombiewski, J. A. and Exner, C. (2021) Metacognitive Change During Exposure and Metacognitive Therapy in Obsessive-Compulsive Disorder. Front. Psychiatry 12:722782. DOI: 10.3389/fpsyt.2021.722782
18. Schraw, G., Crippen, K. J., & Hartley, K. (2006). Promoting Self-Regulation in Science Education: Metacognition as Part of a Broader Perspective on Learning. Research in Science Education, 36, 111-139. DOI: 10.1007/s11165-005-3917-8
19. Seamster, T. L., Redding, R. E., Kaempf, G. L. (2000) Cognitive task analysis. New Jersey: Lawrence Erlbaum Accociates. 135-146.
Рецензия
Для цитирования:
Денисова Е.Г. Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности». Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(2):6-24. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-6-24
For citation:
Denisova E.G. Development of a self-assessment questionnaire for metacognitive behavior "Metacognitive skills in the educational and professional activities". Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(2):6-24. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-6-24