Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Опубликован: 30.04.2022

Том 5, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

6-24 227
Аннотация

   В статье представлены результаты разработки анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности». Во Введении дается теоретический обзор по проблеме метакогнитивного поведения и существующим методам его исследования. Обоснована содержательная валидность и описана структура анкеты.

   Научная новизна данной работы заключается в разработке нового измерительного инструмента, при помощи которого можно достоверно оценить не только значимые для учебно-профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса характеристики метапознания, но и получить представление о степени их осознанности.

   В разделе Методы описаны методы, процедура исследования и обработки данных. Для проверки конструктной валидности применялись: опросник метакогнитивной включенности в деятельность; Шкала самооценки метакогнитивного поведения; тест «Дифференциальный тип рефлексии». Дано описание выборки: 425 человек в возрасте от 17 до 80 лет – обучающиеся и сотрудники учебных заведений Южного федерального округа Российской федерации. В разделе Результаты представлены результаты анкетирования и сравнительного анализа ответов на вопросы анкеты в исследуемых подгруппах, а также корреляционный анализ результатов анкетирования с показателями валидных опросников. Установлено, что большинство респондентов, оценивая свои способы взаимодействия с информацией, отмечают, что используют навыки метапланирования, процессуальные навыки и метакогнитивный контроль достаточно часто и осмысленно. При этом степень осознанности использования метакогнитивных навыков различается в исследуемых подгруппах. Также выявлен ряд корреляций между расчетными показателями анкеты и шкалами валидных опросников. В Обсуждении результатов проведен анализ полученных результатов, в том числе в соответствии с уровнем их значимости. В Заключении приведен вывод о том, что разработанная анкета самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» обладает психометрическими свойствами, соответствующими данному уровню диагностических инструментов.

25-39 173
Аннотация

   Статья раскрывает актуальную проблему распространения экстремистских идей среди молодежи через социальные сети. Во Введении показана социальная значимость проблемы профилактики распространения экстремизма. Оцениваются психологические особенности молодежи как группы риска.

   Новизна исследования состоит в обзоре исследований особенностей медиапотребления студентов.

   В разделе «Методы» приводится схема эмпирического исследования. Для сбора эмпирических данных использовался онлайн-опрос, в котором приняли участие 1950 студентов. Для математической обработки результатов исследования использовались: факторный и корреляционный анализы, а также D-критерий Сомерса. В разделе «Результаты» представлены результаты изучения таких особенностей медиапотребления как: популярность различных социальных сетей среди молодежи, уровень критичности восприятия информации, степень доверия к разным источникам информации; способы проверки подозрительной информации. В ходе исследования было установлено, что самой популярной среди студентов является социальная сеть ВКонтакте, а самыми непопулярными - Facebook и Твиттер. Студенты не склонны доверять медиаинформации. В качестве ресурсов для проверки подозрительной информации они чаще всего называют интернет-сообщества. Больше всего студенты доверяют своему опыту и семье. Меньше всего они доверяют СМИ и учителям. В разделе «Обсуждение результатов» полученные данные сопоставляются с результатами других исследований и формулируется вывод о том, что социальные сети являются фактором распространения радикальных идей. Кроме того, на уровень распространения экстремистских идей оказывают влияние критичность в отношении получаемой информации и уровень доверия к различным источникам информации. В Заключении обобщены выводы по результатам исследования. Полученные данные представляют интерес для широкого круга специалистов: педагогов, психологов, социологов и т. д. Они могут использоваться при разработке профилактических и коррекционных программ.

40-50 106
Аннотация

   В данной статье рассмотрены возможности конструктивного использования компьютерной игры-симулятора «The Sims 3», особенностью которой является предоставляемые игроку свобода и вариабельность выбора игровых стратегий, что отмечено во Введении.

   Новизна исследования заключается в том, что впервые в русскоязычном научном сегменте обобщены и систематизированы имеющиеся исследования, касающиеся психологических особенностей игрового процесса.

   В Теоретическом обосновании указано, что игровая система развития навыков, в том числе житейских и профессиональных, может выступать методическим материалом за счет конкретизированности и наглядности процесса обучения. Безопасная и вариабельная виртуальная среда может способствовать развитию социальных навыков и снижению эмоциональной значимости каких-либо действий, которая становится причиной возникновения напряженности, например, публичных выступлений. Игра применяется в качестве дополнения к процессу
освоения иностранных языков. «The Sims 3» предоставляет возможность моделировать ситуации из жизни игрока, его прошлого и желаемого будущего, безопасно вымещать негативные эмоции, что вкупе с детализированным контролем игровой среды, способным снизить тревожность, выступает фактором эмоционального саморегулирования и может иметь психотерапевтический эффект. Игра также выступает способом эскапизма. Виртуальная реальность игры позволяет анализировать игровые стратегии в зависимости от психологических, гендерных и возрастных особенностей игроков, фактора ограниченности и неограниченности времени жизни, сниженного социального и морального контроля, что открывает возможности проведения эмпирических исследований. В Обсуждении результатов актуализированы исследования, использующие «The Sims 3» для наблюдения за проявлением психологических черт в игровом процессе и моделирования ситуаций на его основе. Заключение отсылает к широким возможностям применения данной игры для психологического анализа.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

51-69 153
Аннотация

   Настоящая статья посвящена исследованиям в области актуализации содержательного контента программ подготовки педагогов.

   Новизна исследования заключается в том, что впервые в одном исследовании рассматриваются различные составляющие цифровизации учебного процесса как наиболее востребованные в педагогическом сообществе: педагогический дизайн, большие данные (Big Data), технологии индивидуализации обучения. Во Введении автором представлен обзор актуальной ситуации в сфере образования. В разделе «Методы» приводится основной методический инструментарий исследования: социологический опрос и методы математической статистики. В разделе «Результаты» представлен новый подход к подготовительной работе по изучению исходных знаний и данных для освоения передовых цифровых и сквозных технологий с целью введения их в контент учебно-методических комплексов и программ, которые необходимо актуализировать в первую очередь. Новейшие малоизученные сервисы и инструменты цифровых и сквозных технологий наделены многогранными дидактическими ресурсами и потенциалом, поэтому важно своевременное актуализирование методических и учебных пособий с целью повышения педагогической результативности. В Обсуждении результатов исследования раскрывается необходимость скорейшего ознакомления педагогов со стремительно растущими технологическими инновациями в области педагогического дизайна, возможностей больших данных, индивидуализации обучения. В настоящее время, как показывает данное исследование, серьезной проблемой, препятствующей и тормозящей цифровизацию образования, является излишняя приверженность традиционным технологиям. Упускается, что новейшие цифровые и сквозные технологии делают доступными для понимания многих предметных и межпредметных знаний поколением обучающихся, с раннего детства знакомых с гаджетами и «рожденных с цифрой», открывают многочисленные новые образовательные возможности и подходы. В Заключении раскрыта необходимость частых диагностик, проведения опросов педагогов для своевременного обновления и наполнения актуальными темами, пособиями, инструментами, которые позволят сделать процесс обучения эффективным и приблизят процесс обучения к индивидуализированному,
персональному обучению.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

70-84 167
Аннотация

   Статья посвящена изучению взаимосвязи уровня удовлетворенности брачно-семейными отношениями и специфики ценностно-смысловой сферы супружеских пар.

   Новизна исследования заключается в рассмотрении зависимости совпадающих профилей ценностной и ролевой сфер супружеских пар с уровнем удовлетворенности браком.

   Во Введении анализируются научные исследования по проблемам удовлетворенности супружескими отношениями и ценностно-смысловой сферы людей. Рассматриваются типологии брачно-семейных отношений и психологические особенности супругов, влияющие на удовлетворенность браком. Полученные в исследовании выводы представляют практическую ценность для профессиональной деятельности психолога при формировании рекомендаций по
выработке новых стратегий взаимодействия в ситуациях конфликта как для еще формирующейся, так и для сформированной семьи. Основными Методами исследования выбраны: «Анкета факторов, влияющих на удовлетворенность браком» (А. Н. Прудник, А. В. Гришина), тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столина, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко), методика «Общение в семье» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская), тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), а также анализ полученных данных посредством статистического критерия U-Манна-Уитни и корреляционного анализа. Результаты сравнительного анализа позволили выделить три группы супружеских пар: с высоким, средним и низким уровнем удовлетворенности браком. Проведено исследование профилей ценностно-смысловой сферы супругов. Выявлено соответствие ценностей каждого из супругов и установлено их влияние на удовлетворенность браком. В Обсуждении результатов было установлено, что ведущими ценностными ориентациями супругов являются: управляемость, цели и процесс жизни, а на удовлетворенность браком влияют наполненность жизни супругов интересными событиями и возможность ее построения в соответствии со своими целями. Были выявлены взаимосвязи между ценностными ориентациями и ролевыми ожиданиями и притязаниями супругов. Получены статистически значимые различия в области ролевого распределения ожиданий и притязаний супругов с различным уровнем удовлетворенности браком.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+