Актуализация содержательного контента программ подготовки педагогов
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-51-69
Аннотация
Настоящая статья посвящена исследованиям в области актуализации содержательного контента программ подготовки педагогов.
Новизна исследования заключается в том, что впервые в одном исследовании рассматриваются различные составляющие цифровизации учебного процесса как наиболее востребованные в педагогическом сообществе: педагогический дизайн, большие данные (Big Data), технологии индивидуализации обучения. Во Введении автором представлен обзор актуальной ситуации в сфере образования. В разделе «Методы» приводится основной методический инструментарий исследования: социологический опрос и методы математической статистики. В разделе «Результаты» представлен новый подход к подготовительной работе по изучению исходных знаний и данных для освоения передовых цифровых и сквозных технологий с целью введения их в контент учебно-методических комплексов и программ, которые необходимо актуализировать в первую очередь. Новейшие малоизученные сервисы и инструменты цифровых и сквозных технологий наделены многогранными дидактическими ресурсами и потенциалом, поэтому важно своевременное актуализирование методических и учебных пособий с целью повышения педагогической результативности. В Обсуждении результатов исследования раскрывается необходимость скорейшего ознакомления педагогов со стремительно растущими технологическими инновациями в области педагогического дизайна, возможностей больших данных, индивидуализации обучения. В настоящее время, как показывает данное исследование, серьезной проблемой, препятствующей и тормозящей цифровизацию образования, является излишняя приверженность традиционным технологиям. Упускается, что новейшие цифровые и сквозные технологии делают доступными для понимания многих предметных и межпредметных знаний поколением обучающихся, с раннего детства знакомых с гаджетами и «рожденных с цифрой», открывают многочисленные новые образовательные возможности и подходы. В Заключении раскрыта необходимость частых диагностик, проведения опросов педагогов для своевременного обновления и наполнения актуальными темами, пособиями, инструментами, которые позволят сделать процесс обучения эффективным и приблизят процесс обучения к индивидуализированному,
персональному обучению.
Об авторах
В. В. АбрауховаРоссия
Валентина В. Абраухова
Ростов-на-Дону
Л. И. Помахина
Россия
Лариса И. Помахина
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Ваганова, О. В., Павлова, Е. С., Шагалова, О. Г, Воронина И. Р. (2020). Технология индивидуализации обучения. Балтийский гуманитарный журнал, 2(31), 208–211.
2. Гасинец, М. В., Капуза, А. В., Добрякова, М. С. (2022). Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения. Вопросы образования, 1, 75–97.
3. Деев, М. В., Финогеев, А. Г., Финогеев, А. А., Гамидуллаева, Л. А. (2020). Модели и методики актуализации образовательных программ и контента в рамках построения интеллектуальных образовательных систем. Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии, 4(52), 9–20.
4. Издательский Дом Высшей школы экономики (2019). Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. В: Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект. Материалы II Российско-Китайской конференции исследователей образования. Москва: Издательский Дом Высшей школы экономики.
5. Казакова, Е. И. (2020). Цифровая трансформация педагогического образования. Ярославский педагогический вестник, 1(112), 8–14.
6. Кармолицкая, Л. А., Недоступенко, Д. А., Сильченко, О. В. (2022). Проблемы и перспективы развития мотивации к получению профессионального образования. В: Вопросы Науки 2022: Потенциал Науки и Современные Аспекты. Сборник научных трудов по материалам XXVII Международной научно-практической конференции (С. 56–69). Анапа: Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов.
7. Киндря, Н. А. (2015). Принцип индивидуализации в отечественной методике. Молодой ученый, 22(102), 810–813.
8. Коновалов, М. В. (2018). Big Data. Особенности и роль в современном бизнесе. В: Технические науки: проблемы и перспективы. Материалы VI Международной научно-практической конференции (С. 8–10). Санкт-Петербург: Свое издательство.
9. Лескина, И. Н. (2021). Большие данные как ресурс управления эффективностью профессиональной деятельности педагогического работника. В: Преподавание информационных технологий в Российской Федерации. Материалы XIX Открытой Всероссийской конференции (С. 179–182). Москва: 1С-Паблишинг.
10. Маркова, С. М., Наркозиев А. К. (2019). Методика исследования содержания профессионального образования. Вестник Мининского университета, 7(1), 2.
11. Порошин, И. Е. (2020). Большие данные (Big Data) и наука о данных (Data Science): прогрессивные тренды современности. Молодой ученый, 27(317), 59–61.
12. Стариченко, Б. Е. (2020). Цифровизация образования: реалии и проблемы. Педагогическое образование в России, 4, 16–26. doi: 10.26170/po20-04-02
13. Утёмов, В. В., Горев, П. М. (2018). Развитие образовательных систем на основе технологии Big Data. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 6, 104–116.
14. Фиофанова, О. А. (2020). Анализ больших данных в сфере образования: методология и технологии: монография. Москва: Издательский дом «Дело».
15. Ширинкина, Е. В. (2020). Проектирование педагогического дизайна образовательной среды университета. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, 1(46), 156–162.
16. Hicks, S. C., Irizarry, R. A. (2018). A Guide to Teaching Data Science. American Statistician, 72(4), 382–391. doi: 10.1080/00031305.2017.1356747
17. Tavukcu, T., Kalimullin, A. М., Litvinov, A. V., Shindryaeva, N. N., Abraukhova, V., Abdikeev, N. M. (2020). Analysis of Articles on Education and Instructional Technologies (Scopus). International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 15(23), 108–120. doi: 10.3991/ijet.v15i23.18803
18. Vance, E. A. (2021). Using Team-Based Learning to Teach Data Science. Journal of Statistics and Data Science Education, 29(3), 277–296. doi: 10.1080/26939169.2021.1971587
19. Williamson, B. (2015). Governing methods: Policy innovation labs, design and data science in the digital governance of education. Journal of Educational Administration and History, 47(3), 251–271. doi: 10.1080/00220620.2015.1038693
Рецензия
Для цитирования:
Абраухова В.В., Помахина Л.И. Актуализация содержательного контента программ подготовки педагогов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(2):51-69. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-51-69
For citation:
Abraukhova V.V., Pomakhina L.I. Updating the content of teacher retraining programs. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(2):51-69. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-51-69