Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности в контексте работы с девиантными подростками.
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-52-60
Аннотация
В статье представлено актуальное исследование, направленное на анализ текущих проблем социально-педагогической деятельности в работе с девиантными подростками, и способы их решения. Изучив учебные пособия, опыт специалистов по педагогике и психологии (А. Айхорн, В. Г. Степанов, И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий и др.), автор сделал следующее предположение по рассматриваемой проблеме: незнание социальным педагогом трудностей и проблем, которые могут возникнуть при работе с девиантными подростками. Новизна исследования заключается в представлении современных взглядов на решение проблем социально-педагогической работы с девиантными подростками, инновационных методов, приёмов и технологий социальной работы с подростками девиантного поведения. Работа носит теоретический характер и соответствует структуре.
Во Введении представлен краткий обзор на причины появление девиантного поведения среди подростков, цель и задачи работы.
Раздел «Теоретическое обоснование» представлен тремя подразделами. В подразделе «Характеристика психологии подростков девиантного поведения» представлен анализ понятия «девиантное поведение» по Степанову, причины появления девиантного поведения, описаны отличительные особенности подростков склонных к девиантному поведению по Л. Шнейдер. В подразделе «Актуальные проблемы социально педагогической деятельности в контексте работы с девиантными подростками и способы их решения» отражены основные проблемы подростков склонных к девиантному поведению, с которыми может столкнуться молодой специалист социальной сферы: уход из дома или в референтную группу, попытка совершить суицидальные действия, семейные девиации. Кроме того, в данном подразделе описаны инновационные технологии социальной работы с подростками девиантного поведения. В последнем подразделе автором были описаны основные приёмы и методы профилактической работы с подростками девиантного поведения.
Заключение отражает общие выводы исследования.
Об авторе
А. И. СкорняковаРоссия
студент кафедры социальной педагогики, Донской государственный технический университет; экскурсовод, ФГБУК «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова»
Список литературы
1. Азарова, Л. А., Сятковский, В. А. (2009). Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ.
2. Айхрон, А. (2001). Трудный подросток. М.: Апрель Пресс.
3. Бумаженко, Н. И. (2007). Курс лекций. Девиантное поведение и его профилактика. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова.
4. Менделевия, В. Д. (2005). Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб.: Речь.
5. Михайлова, Ю. С. (2018). Проблема девиантного поведения подростков. Проблемы педагогики, 3(35), 64–65.
6. Муханова, Е. Д. (2016). Социальная работа с девиантными подростками. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 3, 60–66.
7. Набойченко, Е. С. (2007). Психология отклоняющегося поведения подростков: монография. Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П.
8. Рассказова, Е. (2022). Копилка психолога: техники работы с суицидальными тенденциями. URL: https://www.b17.ru/article/suicide_-_work_techniques/ (дата обращения: 20.04.22).
9. Рождественская, Н. А. (2016). Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков». Москва: Генезис.
10. Сигел, Д. Дж. (2016). Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайта уменьшают проблемы подросткового возраста. М.: Ексмо.
11. Степанов, В. Г. (2001). Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия».
12. Ходосова, А. П., Егорова, Н. А., Гришина, Д. В. (2007). Переходный возраст. М.: Мой мир.
13. Хуторской, А. В. (2019). Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер.
14. Ahmedani, B. K., Perron, B. E., Ilgen, M. A., Abdon, A., Vaughn, M. G., & Epperson, M. W. (2013). Suicide thoughts and attempts and psychiatric treatment utilization: Informing prevention strategies. American Journal of Psychiatry, 63(2), 186–189.
15. Dumont, V. (2015). Comment Rater L'éducation De Ses Enfants? France: Fleuve Noir.
16. Zavershneva, Е., van der Veer, R. (2018). Difficult Children. In: Zavershneva, Е., van der Veer, R. (eds): Vygotsky’s Notebooks. Perspectives in Cultural-Historical Research, 2. Singapore: Springer. doi: https://doi.org/10.1007/978-981-10-4625-4_27
Рецензия
Для цитирования:
Скорнякова А.И. Актуальные проблемы социально-педагогический деятельности в контексте работы с девиантными подростками. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(4):52-60. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-52-60
For citation:
Skornyakova A.I. Topical problems of socio-pedagogical activity in the context of work with deviant adolescents. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(4):52-60. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-52-60