Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Воздействие цифровой среды на индивидуальные познавательные особенности младших школьников.

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-76-87

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния степени вовлеченности в интернет-пространство на показатели памяти, внимания и мышления детей. Новизна исследования заключается в предоставлении информации о вовлеченности младших школьников в интернет-пространство и взаимодействии с их родителями в цифровой среде. Набор психодиагностических методик, использованных в исследовании, может применяться для оценки эффективности программ по развитию познавательных способностей младших школьников в общеобразовательных учебных заведениях.

Во Введении представлено обоснование актуальности исследования. Обозначена теоретическая база исследования. Отражена постановочная часть исследования: цель, предмет и эмпирический объект.

В разделе «Методы» представлены характеристики выборки, описаны методы и методики исследования: Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (И. С. Аверина, Е. И. Шабанова и Е. Н. Задорина); оценка устойчивости, концентрации, переключаемости и объема внимания методом корректурной пробы (Б. Бурдон); исследование объёма кратковременной памяти по методу Джекобса; авторская анкета-опрос «Оценка вовлеченности младших школьников в интернет-пространство» для родителей.

В разделе «Результаты» изложены данные, полученные в ходе применения выбранных методик, их описание. Проведен сравнительный анализ познавательных способностей и степени вовлеченности в интернет-пространство младших школьников.

В разделе «Обсуждение результатов» рассмотрены позиции российских и зарубежных исследователей на тему взаимосвязи между познавательными особенностями и влиянием цифровой.

В Заключении изложены основные интерпретации полученных данных, отраженные в виде выводов. Установлено, что у детей, которые проводят неограниченное время в цифровых устройствах, высоко развито наглядно-образное мышление, что позволяет им на высоком уровне справляться с заданиями, представленными в виде изображений. Помимо этого, они имеют высокую скорость мыслительных операций и переключаемость внимания, связанную с быстрой сменой символов на экранах гаджетов.

Ключевые слова

Статья посвящена изучению влияния степени вовлеченности в интернет-пространство на показатели памяти, внимания и мышления детей. Новизна исследования заключается в предоставлении информации о вовлеченности младших школьников в интернет-пространство и взаимодействии с их родителями в цифровой среде. Набор психодиагностических методик, использованных в исследовании, может применяться для оценки эффективности программ по развитию познавательных способностей младших школьников в общеобразовательных учебных заведениях. Во Введении представлено обоснование актуальности исследования. Обозначена теоретическая база исследования. Отражена постановочная часть исследования: цель, предмет и эмпирический объект. В разделе «Методы» представлены характеристики выборки, описаны методы и методики исследования: Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (И. С. Аверина, Е. И. Шабанова и Е. Н. Задорина), оценка устойчивости, концентрации, переключаемости и объема внимания методом корректурной пробы (Б. Бурдон), исследование объёма кратковременной памяти по методу Джекобса, авторская анкета-опрос «Оценка вовлеченности младших школьников в интернет-пространство» для родителей. В разделе «Результаты» изложены данные, полученные в ходе применения выбранных методик, их описание. Проведен сравнительный анализ познавательных способностей и степени вовлеченности в интернет-пространство младших школьников. В разделе «Обсуждение результатов» рассмотрены позиции российских и зарубежных исследователей на тему взаимосвязи между познавательными особенностями и влиянием цифровой. В Заключении изложены основные интерпретации полученных данных, отраженные в виде выводов. Установлено, что у детей, которые проводят неограниченное время в цифровых устройствах, высоко развито наглядно-образное мышление, что позволяет им на высоком уровне справляться с заданиями, представленными в виде изображений. Помимо этого, они имеют высокую скорость мыслительных операций и переключаемость внимания, связанную с быстрой сменой символов на экранах гаджетов.

Об авторах

В. Ю. Черепанова
Донской государственный технический университет
Россия

магистрант



Е. М. Азарко
Донской государственный технический университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент факультета психологии, педагогики и дефектологии



Список литературы

1. Буланова, О. Е., Воронкова, И. В., Костерина, Л. А. (2020). Связь внимания и самоконтроля третьеклассников с использованием ими информационных компьютерных технологий. Мир науки. Педагогика и психология, 8(6), 70.

2. Войскунский, А. Е. (2019). Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. М.: Акрополь.

3. Вострецова, Н. С. (2020). Эмпирические результаты исследования интеллектуальных способностей мальчиков и девочек младшего школьного возраста (по методике МЭДИС). Международный научно-исследовательский журнал, (6-3(96)), 21–25.

4. Григорьев, Ю. Г., Хорсева, Н. И. (2014). Мобильная связь и здоровье детей. Оценка опасности применения мобильной связи детьми и подростками. Рекомендации детям и родителям. М.: Экономика.

5. Доронина, Н. Н., Чернова, О. А. (2018). Познавательная активность детей младшего школьного возраста. Молодой ученый, 4(190), 176–178.

6. Ежевская, Т. И. (2019). Психологическое воздействие информационной среды на современного человека. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2(37), 38–41.

7. Елшанский, С. П. (2020). Когнитивные механизмы школьников в условиях цифровизации. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, 1, 97–106.

8. Емелин, В. А., Рассказова, Е. И., Тхостов, А. Ш. (2018). Психологические последствия развития информационных технологий. Национальный психологический журнал, 1, 81–87.

9. Ефременко, И. О. (2018). Влияние цифровых образовательных технологий на процессы формирования высших психических функций. Герценовские чтения: Психологические исследования в образовании, 1-1, 307–313.

10. Каркашадзе, Г. А., Намазова-Баранова, Л. С., Вишнева, Е. А., Сергеева, Н. Е., Гогберашвили, Т. Ю., Улькина, Н. А., Кайтукова, Е. В., Кратько, Д. С., Кондратова, С. Э., Садиллоева, С. Х., Куракина, М. А., Рыкунова, А. И., Яцык, Л. М., Поваляева, И. А., Константиниди, Т. А., Бушуева, Д. А., Прудников, П. А., Сергиенко, Н. С., Нестерова, Ю. В., Леонова, Е. В., Газалиева, А. М., Зеленкова, И. В., Суханова, Н. В. (2021). Цифровые устройства и когнитивные функции у детей. Вопросы современной педиатрии, 20(6), 506–520.

11. Милушкина, О. Ю., Попов, В. И., Скоблина, Н. А., Маркелова, С. В., Соколова, Н. В. (2020). Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета, 3, 85–91.

12. Солдатова, Г. У., Вишнева, А. Е. (2019). Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? Консультативная психология и психотерапия, 27(3), 97–118. doi: https://www.doi.org/10.17759/cpp.2019270307

13. Fish, A. M., Li, X., McCarrick, K., Butler, S. T., Stanton, B., Brumitt, G. A., Bhavnagri, N. P., Holtrop, T., Patridge, T. (2018). Early childhood computer experience and cognitive development among urban low-income preschoolers. Journal of Educational Computing Research, 38(1), 97–113. doi: https://www.doi.org/10.2190/EC.38.1.e

14. George, M. J., Odgers, C. L. (2018). Seven fears and the science of how mobile technologies may be influencing adolescents in the digital age. Perspectives on Psychological Science, 10(6), 832–851. doi: https://www.doi.org/10.1177/1745691615596788

15. Jackson, L. A., Witt, E. A., Games, A. I., Fitzgerald, H. E., von Eye, A., Yong Zhao, Y. (2018). Information technology use and creativity: Findings from the Children and Technology Project. Computers in Human Behavior, 28(2), 370–376. doi: https://www.doi.org/10.1016/j.chb.2011.10.006


Рецензия

Для цитирования:


Черепанова В.Ю., Азарко Е.М. Воздействие цифровой среды на индивидуальные познавательные особенности младших школьников. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(5):76-87. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-76-87

For citation:


Cherepanova V.Y., Azarko E.M. The impact of the digital environment on the individual cognitive characteristics of younger schoolchildren. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(5):76-87. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-76-87

Просмотров: 288


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+