Исследование технологий гуманных воздействий преподавателя с целью развития мотивации студентов
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные для системы высшего образования вопросы, связанные с основными видами гуманных воздействий преподавателей на студентов, их ролью в развитии мотивации в образовательном процессе. В частности, рассматривается уровень продуктивности деятельности преподавателей с гуманистической ориентацией, эффективность воздействия преподавателя на студентов при различных формах воздействия. Во Введении обозначаются цель, гипотезы, задачи, методологическая основа исследования. Цель исследования: изучение технологий гуманных воздействий преподавателя на обучающихся для развития мотивации студентов на занятиях. Анализ теоретической литературы показал важность гуманных воздействий преподавателя на студентов и роли мотивации в образовательном процессе. Методы исследования: тестирование и анкетирование, в том числе авторский опросник и методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой). В разделе Результаты представлены полученные авторами данные. В эмпирической части исследования мы получили следующие результаты: доминирующими мотивами учебной деятельности являются профессиональные и учебно-познавательные мотивы; наименее выражены мотивы среди студентов – мотивы избегания, мотивы престижа и мотивы творческой самореализации. В разделе Обсуждение результатов авторы указывают, что согласно многочисленным научным исследованиям, наиболее эффективными в учебном процессе в вузе являются именно гуманные (позитивные) воздействия преподавателей на обучающихся. Выявленные в нашем эмпирическом исследовании результаты показали взаимосвязь между использованием технологий гуманных воздействий преподавателей на студентов и уровнем мотивации студентов. Новизна исследования заключается в том, что наиболее часто используемыми гуманные (позитивные) воздействия преподавателей на обучающихся, выявленные в нашем исследовании, являются «совет и предложение» и «поощрение самостоятельности», что положительно сказывается на познавательной мотивации учебной деятельности студентов.
Об авторах
А. С. БерберянАрмения
Ася С. Берберян
г. Ереван
А. А. Григорян
Армения
Анна А. Григорян
г. Ереван
Список литературы
1. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном прцессе (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2003. 480 с.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1976. 375 с.
3. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. 415 с.
4. Берберян А. С. Психология высшего образования в контексте гуманизации: учебное пособие. Прага, 2014. 188 с.
5. Бодалев A. A., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания, Ч. 1. Тарту, 1974. С. 185–192.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 400 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ. 2015. 678 с.
8. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: АСТ, 2016. 544 с.
10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 509 с.
11. Мещерякова И. Н. Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов различных курсов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №. 4. С. 137–143.
12. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: Учебное пособие. Москва: Академия, 2015. 112 с.
13. Закунова Е. Д., Анисимова А. Е., Слюзнева К. В., Гордеев К. С., Жидков А. А. Мотивация студентов к обучению // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/11/88167 (дата обращения: 15.09.2020).
14. Клепцова Е. Ю., Рубцова Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 60–66.
15. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2. С. 3–18.
16. Мельников В. Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник НовГУ. 2016. № 5(96). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-k-obucheniyu-studentov-v-vuze-kakpsihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 07.12.2018).
17. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М: Педагогика, 1980. 96 с.
18. Kember D. Understanding the nature of motivation and motivating students through teaching and learning in higher education. Springer Science+Business Media, 2016. 153 p.
19. Maslow A. Motivation and Personality. NY: Addison-Wesley, 1987.
20. Rogers C. R. On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
Рецензия
Для цитирования:
Берберян А.С., Григорян А.А. Исследование технологий гуманных воздействий преподавателя с целью развития мотивации студентов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2020;3(2):22-31.
For citation:
Berberyan A.S., Grigoryan A.A. The study of the technology of humane teacher influences for the development of student motivation. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2020;3(2):22-31. (In Russ.)