Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Опубликован: 30.11.2018

Том 1, № 2 (2018)
6-17 61
Аннотация

Работа посвящена изучению психологических особенностей решения вербальных задач на смысл. В исследовании приняли участие 149 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Исследовались особенности мышления, рефлексии, мотивации и смысловой сферы. Результаты психологической диагностики обрабатывались при помощи кластерного анализа. Отобранным участникам исследования были предложены 5 задач открытого типа (без заданного ответа или способа решения), моделирующих ситуацию смысловой инициации. На основании данных, полученных с помощью кластерного анализа, анализа протоколов эксперимента и данных послетестового интервью авторам удалось условно выделить две стратегии смыслообразования в ходе решения смысловых задач: 1) рефлексивная стратегия – ответ простраивается с системным осмыслением своего опыта и своего Я, понимание и оперирование смыслом информации строится по типу анализа опыта и подбора ответа, наиболее глубоко отражающего смысл; и 2) ассоциативная – решение задачи происходит стихийно, с опорой на текущее состояние, путем увязывания внутренних переживаний с отвлеченным объектом при помощи воображения.

18-33 96
Аннотация

В статье рассматривается подход на основе полярных стратегий смыслообразования для изучения организации и содержания смысловой сферы личности. Это позволяет более полно и дифференцированно исследовать процессы перестройки ценностно-смысловой сферы человека на разных этапах становления его индивидуальности. На основе взаимной обусловленности смыслов и свойств личности предложено описание полярных стратегий смыслообразования с помощью категориального аппарата личностных свойств в виде биполярных семантических шкал. Их набор, как частный семантический дифференциал, выявляет личностный профиль – мультифакторную модель состояний ценностно-смысловой сферы. Эмпирически выявлен и статистически проверен основной показатель-маркер – «осмысленность жизни» теста смысложизненных ориентаций по Д.А. Леонтьеву, который вместе с личностным профилем на основе полярных шкал свойств личности позволяет прогнозировать актуальную стратегию смыслообразования, что представляется малозатратным в плане психологической диагностики и не требует больших объемов тестирования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+