Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Предэкзаменационный период как стрессовая ситуация, детерминирующая поведение личности обучающихся в образовательном процессе

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-10-17

Аннотация

Введение. В статье приводятся результаты исследования поведения личности обучающихся 9-х, 11-х классов и студентов 1-го курса в предэкзаменационный период. Актуальность данной работы состоит в том, что на самочувствие и поведение современных школьников и студентов негативно влияет сама процедура экзаменов и весь период подготовки к ним. Подростки и молодежь зачастую самостоятельно не могут справиться с негативными последствиями своих переживаний, управлять ими. Это пагубно отражается на психосоматическом здоровье личности, в крайних случаях приводит к деструктивным (суицид) и девиантным (виктимизация) формам поведения.

Цель. Исследование поведения обучающихся (школьников и студентов) в предэкзаменационный период, воспринимаемый ими в качестве стрессовой ситуации.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 260 школьников и 193 студента образовательных учреждений Ростовской области. Для проведения исследования был использован комплекс диагностических методик: опросник подверженности экзаменационному стрессу Ю. Б. Гуревич, тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н. В. Киршевой, Н. В. Рябчиковой, опросник «Исследование склонности к виктимному поведению» О. О. Андронниковой», опросник «Подготовка к экзаменам» (составитель В. И. Мищенко).

Результаты исследования. Установлено, что предэкзаменационный период воспринимается обучающимися как такая стрессовая ситуация, которая детерминирует их поведение.  В ситуации стресса поведение и у школьников, и студентов характеризуется аналогичными признаками (что выражается демонстрацией единообразных эмоциональных, когнитивных и поведенческих паттернов, уровнем стресса и тревожности), однако факторы такого поведения разные и зависят от ожидаемых последствий проживаемых ситуаций, а также имеющихся предикторов, влияющих на изменения в поведении обучающихся.

Обсуждение результатов. Знание того, какие именно изменения в поведении подростков и молодежи вызваны стрессовыми ситуациями образовательного процесса, а также выявление конкретных поведенческих особенностей личности в стрессовых ситуациях позволит разрабатывать эффективные программы психологического сопровождения обучающихся в предэкзаменационный период.

Об авторах

Е. А. Макарова
Донской государственный технический университет
Россия

Елена Александровна Макарова, доктор психологических наук, профессор,  профессор кафедры «Общая и консультативная психология»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



В. И. Мищенко
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)
Россия

Вера Ивановна Мищенко, доцент кафедры психологии, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)

347936, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Инициативная, 48

 



Список литературы

1. Андронникова, О. О. (2014). Методика исследования склонности к виктимному поведению. ОБЖ: Основы безопасности жизни, 7(217), 34–40.

2. Андронникова, О. О., Перевозкина, Ю. М., и Леонова, О. И. (2023). Детско-родительские отношения и индивидуальный опыт как структурные детерминанты виктимизации в юношеском возрасте. Российский психологический журнал, 20(1), 202–217.

3. Барсуков, А. В., Маркелова, Т. В., и Широкова, А. А. (2019). Анализ научных представлений на становление тревожных черт личности. Проблемы современного педагогического образования, 62-2, 268–271.

4. Елисеева, А. П., и Корниенко, А. В. (2013). Анализ стресса в подростковом возрасте. Альманах современной науки и образования, 8(75), 72–73.

5. Зайцева, М. Е., и Темникова, Е. Ю. (2022). Исследование предэкзаменационного стресса у старших школьников. Вопросы педагогики, 6-1, 108–113.

6. Макарова, Е. А., и Мищенко, В. И. (2020). Организация психологической профилактики виктимного поведения школьников в современных условиях. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология», 3(263), 89–108.

7. Мищенко, В. И., и Макарова, Е. А. (2023). Психологическое сопровождение обучающихся в предэкзаменационный период: учебно-методическое пособие. Издательство ЧОУ ВО ТИУиЭ.

8. Огнева, Л. Г. (2017). Актуальные проблемы тревожности и стресса у студентов в экзаменационный период. Актуальные научные исследования в современном мире, 2-3(22), 79–83.

9. Перцева, А. А. (2018). Экзаменационный стресс и его место в общей системе стрессовых реакций. В А. В. Кокурина, В. И. Екимова, М. И. Розенова (ред.), Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сборник трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа-2018) (С. 173–175). ИП Сигитов Т. М.

10. Першина, О. С. (2020). Предэкзаменационный стресс у старших школьников в условиях подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Актуальные проблемы педагогики и психологии, 2-1, 32–36.

11. Прохоров, А. О., Чернов, А. В., Юсупов, М. Г., и Решетникова, И. С. (2021). Эффективность саморегуляции психических состояний студентов-старшекурсников на экзамене. Психология. Психофизиология, 14(4), 51–61.

12. Сарафанова, Л. В. (2012). Педагогическое сопровождение виктимного подростка. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 4(108), 216–221.

13. Чербиева, С. В., и Бостанова, С. Н. (2020). К вопросу о взаимосвязи тревожности личности юношеского возраста и последствий стресса. Алиевские чтения. Материалы научной сессии (С. 81–87). Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева.

14. Ang, R. P., & Goh, D. H. (2010). Cyberbullying among adolescents: The role of affective and cognitive empathy, and gender. Child Psychiatry and Human Development, 41(4), 387–397. http://dx.doi.org/10.1007/s10578-010-0176-3

15. Davidson, L. M., & Demaray, M. K. (2007). Social support as a moderator between victimization and internalizing-externalizing distress from bullying. School Psychology Review, 36(3), 383–405. http://dx.doi.org/10.1080/02796015.2007.12087930

16. Makarova, E. A., Makarova, E. L., & Mishchenko, V. I. (2021). Phenomena of loneliness and fear caused by the mass media threat in the situation of COVID-19 pandemic. International Journal of Media and Information Literacy, 6(1), 146–155. http://dx.doi.org/10.13187/ijmil.2021.1.146.

17. Viau, S. J., Denault, A. S., Dionne, G., Brendgen, M., Geoffroy, M. C., Côté, S., Larose, S., Vitaro, F., Tremblay, R. E., & Boivin, M. (2020). Joint trajectories of peer cyber and traditional victimization in adolescence: A look at risk factors. The Journal of Early Adolescence, 40(7), 936–965. https://doi.org/10.1177/0272431619880339


Рецензия

Для цитирования:


Макарова Е.А., Мищенко В.И. Предэкзаменационный период как стрессовая ситуация, детерминирующая поведение личности обучающихся в образовательном процессе. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(5):10-17. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-10-17

For citation:


Makarova E.A., Mishchenko V.I. Considering the Pre-Examination Study Period as a Stressful Situation, that Determines the Students’ Personality Behaviour in the Process of Education. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(5):10-17. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-10-17

Просмотров: 491


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+