Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Тренинг как эффективное средство адаптации курсантов к условиям служебной деятельности

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-6-9-16

EDN: HFETPL

Аннотация

Введение. В современных условиях политического и экономико-социального дисбаланса все более острой становится проблема повышения уровня профессионализма кадрового состава органов внутренних дел. Формирование личности сотрудника как профессионала осуществляется в процессе его адаптации в рамках оперативно-служебной деятельности. Трудности в профессиональной адаптации в первую очередь характерны для курсантов и выпускников учреждений высшего образования МВД. Адаптация курсантов к условиям работы и службы в МВД является динамично сложным и многоплановым процессом, включающим адаптацию как к новым формам обучения, так и в новой социальной среде – профессиональной группе. Поэтому курсанты, как никто другой, нуждаются в правильной организации процесса их адаптации к своей профессиональной деятельности. Новизна исследования заключается разработке и апробации тренинговой программы, направленной на оптимизацию социально-психологической адаптации к учебно-служебной деятельности, в результате которой курсант начинает самостоятельно выстраивать перспективу своего будущего, формулировать личные и профессиональные планы. 
Цель. Изучение влияния разработанной тренинговой программы на адаптацию курсантов к условиям учебно-служебной деятельности. 
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 30 курсантов-первокурсников города Донецка, распределенных в экспериментальную и контрольную группы. Для диагностики курсантов применялись следующие методики: «Многоуровневый личный опросник Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина; методика «САН» В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай, М. П. Мирошникова; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Результаты исследования. Установлено, что после проведения тренинговой программы «Я – курсант», курсанты проявляют лучшую адаптированность в сравнении с курсантами, с которыми программа не проводилась, что свидетельствует о том, что для последних период обучения и службы достаточно сложен. Дается описание тренинговой программы и анализ результатов ее влияния на уровень адаптации у курсантов.
Обсуждение результатов. Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп показал, что тренинговая программа «Я-курсант» способствует улучшению уровня адаптированности курсантов к условиям служебной деятельности и обучения. Они стали демонстрировать лучшее знание себя и окружающих, улучшилось самочувствие, активность и настроение. Также после применения специальных упражнений снизился уровень агрессии и враждебности. Полученные данные могут применяться психологами служебной деятельности в консультативной и коррекционной работе с личным составом

Об авторах

Е. Н. Рядинская
Донбасская аграрная академия
Россия

Евгения Николаевна Рядинская, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии

286157, г. Макеевка, ул. Ленина, 87



В. В. Волобуев
Донбасская аграрная академия
Россия

Вахтанг Вячеславович Волобуев, кандидат медицинских наук, член-корреспондент МАНПО, доцент кафедры психологии

286157, г. Макеевка, ул. Ленина, 87



Список литературы

1. Абакумова, И. В., и Рядинская, Е. Н. (2017). Специфика индивидуально-психологических реакций личности, проживающей в зоне вооруженного конфликта. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 33(7(256)), 177–181.

2. Агапова, Г. В., Семоненко, Ю. Ф., и Махинов, И. И. (2020). Адаптация курсантов первых курсов военных вузов как один из этапов становления профессиональных офицерских кадров. Воздушно-космические силы. Теория и практика, 15, 41–51.

3. Аниськова, Т. А. (2022). Технология педагогического сопровождения профессиональной адаптации курсантов женского пола к образовательному процессу ведомственного вуза. Мир науки, культуры, образования, 6 (97), 7–9.

4. Беляева, Л. А. (2001). Стратегии выживания, адаптации, преуспевания. Социс, 6, 44–53.

5. Горпинич, А. А. (2014). Влияние занятий рукопашным боем в комплексе с психологическим тренингом на повышение уровня адаптации к учебно-служебной деятельности курсантов. Слобожанський науково-спортивний вісник, 2 (30), 39–42.

6. Дерягина, Л. Е., и Булатецкий, С. В. (2021). Особенности социально-психологической и физиологической адаптации курсантов вуза МВД к условиям служебной деятельности. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 13(3), 193–207. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-3-193-207

7. Налчаджян, А. А. (1985). Личность, групповая социализация и психическая адаптация. АН АрмССР.

8. Пучка, И. В. (2017). Проблемы адаптивности и мотивации достижения военнослужащих по контракту на первоначальном этапе службы. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 4, 51–53.

9. Рядинская, Е. Н. (2017). Особенности адаптационных ресурсов мирных жителей, проживающих в зоне вооруженного конфликта, в контексте изучения трансформаций личности. Клиническая и специальная психология, 6(4), 105–124.

10. Рядинская, Е. Н., Волобуев, В. В., и Чабелец, Е. Н. (2023). Особенности адаптированности курсантов вузов МВД к условиям служебной деятельности. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 29(2), 178–183. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-178-183

11. Сивак, А. Н., Перевозкина, Ю. М., и Федосеева, И. А. (2019). Предикторы субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе высшего командного училища. Перспективы науки и образования, 2 (38), 385–398.

12. Шамионов, Р. М., и Сорокин, А. И. (2020). Роль военной идентичности, ценностей и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов. Известия Саратовского университета, 9(1(33)), 25–32.

13. Chacko, M. A. (2020). English-educated as «ready-made» leaders: re-inscribing distinction through the student police cadet project in Kerala, India. South Asia: Journal of South Asian Studies, 43(4), 775–792.

14. Majid, A. (2002) Educating ourselves into coexistence. The Chronicle on Higher Education, 12, 10.

15. Raabe, J., Zakrajsek, R. A., Orme, J. G, Readdy, Т., & Crain, J. A. (2020). Perceived cadre behavior, basic psychological need satisfaction, and motivation of US Army ROTC cadets: A self-determination theory perspective. Military Psychology, 32(5), 398–409.

16. Van Rooijen, L. (1986). Advanced students’ adaptation to college. Higher Education, 15, 197–209.


Рецензия

Для цитирования:


Рядинская Е.Н., Волобуев В.В. Тренинг как эффективное средство адаптации курсантов к условиям служебной деятельности. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2024;7(6):9-16. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-6-9-16. EDN: HFETPL

For citation:


Ryadinskaya E.N., Volobuev V.V. Training as an Effective Means of Cadets' Adaptation to Service Conditions. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2024;7(6):9-16. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-6-9-16. EDN: HFETPL

Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+