Дифференциация образовательных ресурсов в коммуникативно-воспитательной среде
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-3-9-17
Abstract
Введение. В статье рассматривается дифференциация образовательных ресурсов как специфический подход к организации учебно-воспитательного процесса. Актуальность исследования заключается в том, что, максимально раскрывая интеллектуально-творческий потенциал участников образовательных отношений, обозначенный подход способствует формированию эффективной и комфортной предметно-деятельностной среды, позволяющей в кратчайшие сроки достичь искомого успеха. Авторы подчёркивают необходимость совместной социально значимой деятельности обучающихся и педагогов на основе принципов дискуссионности и творческого поиска.
Цель. Изучение базовых компонентов дифференциации образовательных ресурсов в коммуникативно-воспитательной парадигме.
Подходы к дифференциации образовательных ресурсов. Дифференциация образовательных ресурсов раскрывается с помощью методологического инструментария социальных и психолого-педагогических дисциплин и таких приёмов, как систематизация, обобщение, наблюдение, описание, контент-анализ, синтез, а также элементов историко-культурологического, структурно-функционального, дистрибутивного и компонентного анализа. Последовательно реализован комплексный экспериментальный подход (социально-психологический, методологический и педагогический) к выбору оптимальных образовательных ресурсов в рамках реализации научно-просветительских акций.
Интерактивный формат обучения: выход за рамки учебной ситуации. По итогам структурно-функционального анализа системы инновационных педагогических инструментов, которые обеспечивают комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в научно-просветительском пространстве многопрофильного вуза, выявлены наиболее эффективные из них: использование интерактивных и информационно-коммуникационных образовательных технологий (разработка медиапрезентаций, видеороликов, видеоплакатов, квизов, квестов, литературных и лингвистических игр и др.); применение разноуровневого (с точки зрения содержания и формы) дидактического материала; единые педагогически обоснованные требования, предъявляемые к презентации тематики выступления (как к содержательно-смысловой стороне, так и к дизайну).
Формирование социокультурных компетенций и лингвокоммуникативных навыков молодежи в рамках Чеховского фестиваля. Социокультурные компетенции и лингвокоммуникативные навыки способствуют успешной социализации студенческой молодёжи в профессиональной среде. Их целенаправленному и последовательному формированию могут содействовать тематические события научно-просветительского характера, реализуемые в рамках Чеховского фестиваля: квизы, квесты и викторины по мотивам рассказов А. П. Чехова, а также научно-просветительские лекции.
Обсуждение результатов. Авторы приходят к выводу, что наличие общезначимых познавательных целей и задач, поставленных перед обучающимися и решённых каждой учебно-творческой командой по-своему, способствовало достижению целого ряда метапредметных результатов, среди которых – адаптация учебно-воспитательного процесса к интеллектуальным и творческим возможностям студентов; целенаправленное повышение уровня «Я-компетенции» у всех участников образовательного события; значительная активизация читательского интереса; планомерное развитие учебно-коммуникативных умений и навыков.
About the Authors
Светлана БылковаRussian Federation
Денис Шалков
Russian Federation
References
1. Bylkova, S. V., & Chubova, E. P. (2023). Communicative skills of student youth as a factor of successful socialization in the professional sphere. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 6(4), 109–118. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-109-118
2. Bylkova, S. V., & Shalkov, D. Y. (2024). The concept of scientific and educational festival dedicated to the 225th anniversary of the birth of A.S. Pushkin: vectors of formation of sociocultural competence of students of a multidisciplinary university. Higher School Teacher in the XXI century: Proceedings of the 21st International Scientific and Practical Conference (P. 320–326). Rostov State University of Railway Engineering. (In Russ.)
3. Crawford, E. O., Higgins, H. J., & Hilburn, J. (2020). Using a global competence model in an instructional design course before social studies methods: A developmental approach to global teacher education. The Journal of Social Studies Research, 44, 367–381.
4. Greculescu, A., Todorescu, L. L., Popescu-Mitroi, M. M., & Fekete, A. C. (2014). Oral communication competence and higher technical engineering. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 128, 169–174.
5. Gerashchenko, A. S. (2017). Stages of formation of differentiated learning in pedagogical science. World of Science. 5(3). (In Russ.)
6. Kolmakova, V., Shalkov, D., & Baryshnikova, O. (2020). The educational potential of technical university educational space: system-activity aspect. E3S Web of Conferences. 8. Ser. "Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020", 18023. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018023. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018023.
7. Kolmakova, V. V., Bylkova, S. V., & Kosyakova, Y. S. (2023). Digitalization of humanitarian discourse: experience of using modern technologies in the scientific and educational space of higher education institution. Innovatsionnaya nauka: psychology, pedagogy, defectology. 6(5), 73–80. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-73-80
8. Odariuk, I. V., & Kotlyarenko, Y. Y. (2022). Advantages of cooperative methods in professionally-oriented teaching of foreign languages to students of technical universities. Samara Scientific Bulletin. 11(1), 314–319. (In Russ.) https://doi.org/10.55355/snv2022111309
9. Posidelova, V. V., & Shalkov, D. Y. (2023). Modern communicative technologies: strategies of influence and influence: scientific and practical manual. Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. (In Russ.)
10. Popescu-Mitroi, M. M., Todorescu, L. L., & Greculescu, A. (2015). The impact of psycho-pedagogical training on communicative competence. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 191, 2443–2447. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.723
11. Rodríguez-Lopez, A., Souto, J. E., & Noblejas, M. L. A. (2019). Improving teaching capacity to increase student achievement: The key role of communication competences in Higher Education Studies in Educational Evaluation. Studies in Educational Evaluation, 60, 205–213.
12. Rozmatova, O., & Erkibaeva, G. G. (2021). The essence of the concept of "differentiated learning". In L. V. Mosienko, G. G. Erkibaeva, L. P. Illarionova, V. P. Smorchkova (Eds.) Actual problems of pedagogy and psychology: challenges of the XXI century: a collection of scientific papers (P. 342–345). Limited Liability Company "Publishing and Trading House "PERSPECTIVA". (In Russ.)
13. Skripkin, I. N., Shkurat, P. A., & Zemtsova, M. E. (2019). Using the principles of differentiation of learning in the educational process in the conditions of school transition to new educational standards. Modern problems of science and education. 4. (In Russ.)
14. Starostina, S. A. (2021). The concept and essence of differentiated learning. National Association of Scientists (NAS). 65, 38–40. (In Russ.) https://doi.org/10.31618/nas.2413-5291.2021.1.65.385
15. Vaganova, O. I., Gladkov, A. V., Konovalova, E. Y., & Voronina, I. R. (2020). Digital technologies in the educational space. Baltic Humanities Journal. 9(2(31)), 53–56. (In Russ.) https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0902-0012
Review
For citations:
, . Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2025;8(3):9-17. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2025-8-3-9-17