ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение. В статье рассматривается дифференциация образовательных ресурсов как специфический подход к организации учебно-воспитательного процесса. Актуальность исследования заключается в том, что, максимально раскрывая интеллектуально-творческий потенциал участников образовательных отношений, обозначенный подход способствует формированию эффективной и комфортной предметно-деятельностной среды, позволяющей в кратчайшие сроки достичь искомого успеха. Авторы подчёркивают необходимость совместной социально значимой деятельности обучающихся и педагогов на основе принципов дискуссионности и творческого поиска.
Цель. Изучение базовых компонентов дифференциации образовательных ресурсов в коммуникативно-воспитательной парадигме.
Подходы к дифференциации образовательных ресурсов. Дифференциация образовательных ресурсов раскрывается с помощью методологического инструментария социальных и психолого-педагогических дисциплин и таких приёмов, как систематизация, обобщение, наблюдение, описание, контент-анализ, синтез, а также элементов историко-культурологического, структурно-функционального, дистрибутивного и компонентного анализа. Последовательно реализован комплексный экспериментальный подход (социально-психологический, методологический и педагогический) к выбору оптимальных образовательных ресурсов в рамках реализации научно-просветительских акций.
Интерактивный формат обучения: выход за рамки учебной ситуации. По итогам структурно-функционального анализа системы инновационных педагогических инструментов, которые обеспечивают комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в научно-просветительском пространстве многопрофильного вуза, выявлены наиболее эффективные из них: использование интерактивных и информационно-коммуникационных образовательных технологий (разработка медиапрезентаций, видеороликов, видеоплакатов, квизов, квестов, литературных и лингвистических игр и др.); применение разноуровневого (с точки зрения содержания и формы) дидактического материала; единые педагогически обоснованные требования, предъявляемые к презентации тематики выступления (как к содержательно-смысловой стороне, так и к дизайну).
Формирование социокультурных компетенций и лингвокоммуникативных навыков молодежи в рамках Чеховского фестиваля. Социокультурные компетенции и лингвокоммуникативные навыки способствуют успешной социализации студенческой молодёжи в профессиональной среде. Их целенаправленному и последовательному формированию могут содействовать тематические события научно-просветительского характера, реализуемые в рамках Чеховского фестиваля: квизы, квесты и викторины по мотивам рассказов А. П. Чехова, а также научно-просветительские лекции.
Обсуждение результатов. Авторы приходят к выводу, что наличие общезначимых познавательных целей и задач, поставленных перед обучающимися и решённых каждой учебно-творческой командой по-своему, способствовало достижению целого ряда метапредметных результатов, среди которых – адаптация учебно-воспитательного процесса к интеллектуальным и творческим возможностям студентов; целенаправленное повышение уровня «Я-компетенции» у всех участников образовательного события; значительная активизация читательского интереса; планомерное развитие учебно-коммуникативных умений и навыков.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение. В статье представлен сравнительный анализ диагностических данных по выявлению особенностей и характеристик жизнестойкости как устойчивого психологического конструкта у обследуемых, проживающих на территориях локального военного конфликта.
Цель. Изучить особенности проявлений жизнестойкости разновозрастных лиц мужского и женского пола, проживающих в зоне локального военного конфликта, выявить взаимосвязи между жизнестойкость и временными перспективами.
Материалы и методы. Для реализации цели исследования были использованы следующие методики исследования: методика «Тест жизнестойкости» С.Мадди, в адаптации Осина (скрининговая версия); опросник временной перспективы (ZTPI) Ф. Зимбардо, А. Гонзалес. Статистическая обработка данных включала стандартные методы описательной статистики, проверки на нормальность распределения (критерий согласия Шапило-Уилка), по результатам которой был применен непараметрический метод – коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий Манна Уитни.
Результаты исследования. Объектом исследования выступили лица, проживающие в зоне СВО. В качестве предмета исследования рассмотрены особенности проявлений жизнестойкости лиц, проживающих в условиях военного конфликта. В исследовании приняло участие 239 человек, преподавателей высшей школы ДНР, ЛНР, Херсонской области.
Заключение. Полученные результаты позволяют разработать систему психологического сопровождения обследуемых из новых территорий РФ с целью повышения уровня социальной адаптации и актуализации устойчивых жизненных перспектив.
Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"
Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, корпус 8, ауд. 8-307
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 89085061906
Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.
12+